На главную Карта сайта Письмо нам
Главная О хоре Видео Фото Аудио Издания Ноты Контакты

Владимирская икона Божией Матери

Наш храм
Св. Иоанн Дамаскин
История хора
Публикации о хоре
Страница регента
Для хористов
Для родителей
Для друзей и благотворителей
Нужды и проекты
Архив
Дипломы и грамоты
Диалоги
+ КРАТИМА +
Публикации о хоре
"ЦЕЛОМУДРЕННОЕ ПЕНИЕ"
Автор: Татьяна Павлова Дата: 01.02.2008

 ЖУРНАЛ  "ПАРФЕНОН",  2008 год,  стр.121

Татьяна Павлова

Целомудренное пение

  Вопрос  о том, возможно ли целомудренное пение в современном мире, стал меня интересовать как профессионального  дирижера - хоровика  с тех пор, как я воцерковилась и соприкоснулась с церковным пением на практике.

  В период  учебы в консерватории я познакомилась с клиросом одной из церквей Санкт-Петербурга. Я только начала ходить в храм и когда стояла среди прихожан, мое молитвенное состояние просило выражения в звуке. Я невольно тихо подпевала, стараясь слиться с хором. Мне казалось, это так прекрасно – служить Господу в качестве певчей. И когда моя сокурсница по консерватории предложила мне петь в церковном хоре, я с радостью согласилась. Но через некоторое время почувствовала, что, участвуя в пении хора, теряю молитвенное состояние. Вокруг меня были музыканты, забежавшие в храм на очередную работу. Они исполняли ее достаточно профессионально, но, к сожалению, формально. В пении отсутствовало самое главное – глубина и понимание происходящего в алтаре. Через месяц под благовидным предлогом я снова спустилась вниз к прихожанам храма. Теперь я смогла осознать огромную ответственность церковного певческого служения и понять, что не всякая манера исполнения церковных песнопений хороша и уместна в церкви.

  Вскоре в паломнических поездках я познакомилась с монастырским пением. В это время начали выпускать кассеты и диски различных хоровых коллективов, прошли первые фестивали духовной хоровой музыки. Слух стал более искушенным и продолжал поиск «идеального» звучания. Воспитанная на  партесном (многоголосном) пении, я всегда могла выделить хоровые коллективы, отличающиеся тонкой интерпретацией, тембральным  равновесием  и другими достоинствами с точки зрения профессионального светского подхода. Надо признаться, что каждый раз, оказываясь в новом храме, я всегда с опаской ждала вступления хора, радовалась, если пение не мешало молитве.

  Не помню, когда я впервые услышала древнее пение. Это было, безусловно, ново, необычно, интересно, но не затронуло душу.

  И вот в этом, 2007 году, на Страстной седмице в Великий Четверг я пришла на Литургию в Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга.

  Закончились часы. Зазвучал  хор… Кто был в Новодевичьем, тот знает великолепный храм Казанской иконы Божьей Матери с широким пространством высоких арочных приделов византийского стиля. И вот оттуда, с высоты, раздалось необыкновенное пение. Чистые детские голоса пели без напряжения, легко и свободно, органично вплетаясь в канву Литургии. Было слышно каждое слово. Порой,  вместо  «Господи, помилуй» звучало «Кирие, элейсон». Это были византийские распевы. Но почему на этот раз они не казались чужими и холодно-суровыми, а, наоборот, согревали душу? Я не смогла сдержать слез. Казалось, сам воздух вибрировал в едином порыве покаяния, теплого, как очищающий весенний дождь.

  К причастию с хоров легкой вереницей спустились скромные мальчики и  девочки в белых платочках. Одни  повзрослее, другие совсем маленькие…Я нашла глазами регента – высокую, статную…Она заботливо следила, чтобы все дети причастились и последняя подошла к Чаше. Было полное ощущение того, что это – большая семья…

  Второй раз я услышала пение этого хора на концерте в БДТ, посвященном памяти леушинской  игумении Таисии, и снова была приятно удивлена легкостью, чистотой и глубокой проникновенностью их исполнения. Потом я старалась не пропускать концертов этого хора, познакомилась с детьми и их руководителем – композитором  Ириной Валентиновной Болдышевой. Узнала, что хор обучается по особой «дореволюционной» вокальной системе естественного пения, что и сообщает легкость и ясность каждому произносимому слову; что исполняемые хором византийские песнопения выбраны из океана византийской музыки, расшифрованы и переложены для церковно-славянского языка самой Ириной Валентиновной. Узнала, что у нее за плечами  опыт преподавания в Санкт-Петербургской консерватории. Эту консерваторию она окончила по специальностям композиции и органа, а византийскому пению обучалась на Святой Земле и в Греции.

  Ещё я узнала профессиональный секрет: оказывается, на способ певческой артикуляции влияет то, что дети изучают крюковую знаменную и невменную византийскую систему нотной записи.

  Когда я ближе познакомилась с юными певчими, то утвердилась в своем первоначальном впечатлении – это действительно единая семья: старшие трогательно заботятся о младших, помогают Ирине Валентиновне, которая для них и духовная мать, и воспитатель, и учитель, и регент.

  Познакомилась и с историей этого замечательного хора, возникшего по благословению и молитвам отца  Иоанна  Крестьянкина в 1990 году. Тогда в церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери только начинали возобновляться богослужения, и  при  поддержке ключаря церкви протоиерея Владимира Фоменко и иерея Николая Беляева при воскресной школе появился хор. Дети принимались Ириной Валентиновной независимо от их музыкальных дарований…

  Через год обучения хор получил благословение петь в своем храме ранние Литургии. Небольшими составами ездили помогать на близкие и дальние приходы, где еще не устроилась клиросная жизнь…

  Желающих поступить в хор становилось с каждым годом все больше, появлялись  новые  группы и  вскоре родилась Церковно-певческая школа, которая в 2000 году получила имя великого гимнотворца  Вселенской Церкви – преподобного  Иоанна  Дамаскина.

  С самого начала по мере утверждения ребят в церковной жизни и приобретения ими певческих навыков  они переводились в основной состав хора.

  Древнему знаменному, а несколько позже и византийскому  пению, Ирина Валентиновна стала обучать детей после того, как ими был освоен певческий обиход. Первая же ночная служба  – всенощная и Литургия  –  спетая детьми в  праздник Рождества Пресвятой Богородицы знаменным распевом, удивила тем, что утром по окончании службы никто не почувствовал усталость…  Дети побежали играть возле церкви, пока их не позвали на праздничную трапезу, а молящиеся в храме поделились пережитым в эту ночь: « не знаем, где были – на земле или на небе…».  Тогда возникло предположение  (впоследствии неизменно подтверждавшееся), что в самих древних распевах таится молитвенная энергия, которая  «держит» и певчих, и молящихся, не давая им отвлечься и рассеяться.

  Вскоре хор стали приглашать в разные монастыри и храмы России и зарубежья. Дети пели на Валааме, Соловках, в  Псково - Печерском  монастыре, во многих русских городах, в православной братской Сербии, на Святой Земле, на вершине горы Синай….

  Особенно сильное впечатление на меня произвело выступление хора в Александровском дворце Царского Села с новой программой, посвященной святым  Царственным  Мученикам. Песни, написанные Ириной Болдышевой на стихи Сергея Бехтеева, Алексея Хомякова, К.Р., игумении Таисии и прот. Андрея Логвинова потрясли своим глубоким содержанием.

  Несколько позже, ко дню памяти святых Царственных Мучеников, в их исполнении вышел двойной компакт-диск  «Се Царь вашъ». В первый диск вошли песнопения из службы святым Царственным Страстотерпцам, написанные византийскими и древнерусскими распевами самой Ириной Болдышевой. С удивительной глубиной они раскрывают духовный смысл каждой стихиры. Во второй – духовные песни, посвященные России и Царственным Мученикам.

  Эти песни хочется слушать снова и снова, вникая в дивные высоко поэтические тексты, созданные людьми не только одаренными, но и горячо влюбленными в Россию, преданные Господу, Отечеству и Царю.

  В них отсутствует  какой - либо пафос, назидание, они сокровенные, очень чистые, выстраданные. И музыка усиливает это впечатление. И здесь в некоторых песнях дает о себе знать сила византийской мелодики, гармонично сочетаясь с глубоко русским  душевным наполнением. Автору музыки этих песнопений удалось объединить два начала  –  молитвенность  и душевную сокровенность.  А в исполнении детского хора они звучат обезоруживающе трогательно…  Но это не просто приятная лирика, в ней есть все грани человеческих переживаний. Тут есть и очищающая сила покаяния, и глубокие размышления о причинах случившейся с нами беды.

  Именно с этой программой хор уехал в этом году на Царские дни в Екатеринбург. Здесь, в храме на Крови, построенном на месте убиения святой Царской Семьи, в монастыре святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме, где были сожжены их тела, хор удостоился петь за ночными богослужениями.

  В эти торжественные и скорбные дни, когда тысячи паломников съезжаются, чтобы поклониться Царской Голгофе, их песни о Царской Семье звучали особенно пронзительно….  Слушая их, сотни наших соотечественников плакали, не стесняясь своих слез. Известно, что Бог нередко приводит людей к вере через детей. Часто после концертов этого хора люди признавались, что никогда ранее не испытывали такого духовного переживания. Многие даже не подозревали, что способны умиляться и удивлялись «растоплению  своих окаменелых сердец».

  Одна молодая, далекая от церкви девушка, услышав пение хора, познакомившись с певчими, была так поражена чистотой и светлым теплом, исходящими от юных исполнителей, что совершенно переменила свою жизнь и стала ходить в храм. Сейчас она инокиня одного из женских монастырей.

  По приглашению владыки Черногорского и Приморского Амфилохия хор посетил Сербию.

  Когда настала минута расставания, дети, сдерживая слезы, сказали монаху, который всюду сопровождал их: «Приезжайте в Петербург, мы будем вас ждать». Ответ был неожиданным: «А я вас ждал всю жизнь и вот, наконец, вы приехали…».

  Наблюдая творческую жизнь этого  замечательного коллектива, невольно задаешься вопросом: откуда у этих юных певчих такая духовная  и физическая сила? Ведь не каждый взрослый выдержит подобную нагрузку: репетиции, концерты, воскресные и праздничные службы, дальнии поездки…. Я задала им вопрос: не тяжело ли петь сложные распевы и участвовать в долгих службах? Ответ поразил меня. Они делают все это с радостью и долгие службы выдерживают легко, когда не забывают молиться.

  Эта внутренняя молитва чувствуется всеми, она передается слушателям – и в этом секрет обновляющего воздействия их пения на людские души.

  Чистота и целомудрие этих юных хористов придают их пению удивительное качество. Само пение пронизано целомудрием. Оно в каждой исполненной ими интонации. А в соединении с древними распевами, очищенными от всякой чувственности и мирского духа, а также с естественностью и правдивостью певческой интонации, это пение достигает высоты своего предназначения – помогать глубокой сосредоточенной молитве.

  Обращение к  древней традиции оказалось очень плодотворным, в ее основе лежит веками накопленная молитвенная интонация. И если ее постичь и суметь передать в сочетании с собственной внутренней молитвой, то она может достичь самых сокровенных глубин души и пробудить живое чувство к Богу.

  Интересно размышление об интонации замечательного русского композитора, недавно ушедшего от нас, Валерия Александровича Гаврилина. Говоря о «Маленьких кантатах» Георгия Васильевича Свиридова, он очень точно определил ее сущность: «Они состоят из небольших музыкальных фраз, в которых очень небольшое количество нот, но в них спрессован во всем объеме огромный мир человеческих чувств. Это как  заповеди основного душевного и духовного мира русского человека. Они сделаны как алмазы. Они неистребимы».

  А исток этого принципа – в древнем церковном пении – как византийском, так и древнерусском, возрождению которого и посвящены труды Ирины Валентиновны и созданного ею хора.

  Деятельность такого коллектива в России имеет огромное, как сказал один священник, «стратегическое» значение.

  В связи с выходом в свет компакт-диска «Се Царь вашъ» настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов сказал: «Перед нами дети, помнящие свою историю и любящие ее. Это лучшее, что есть у нас, на что может опереться сейчас  Церковь. Это то, что дает надежду.

  Это большое явление в культурной и духовной жизни России. Выпуск компакт-диска «Се Царь вашъ» в исполнении этого хора без всякого  преувеличения  - еще одно чудо святых Царственных Страстотерпцев.

  В течение десятилетий на Царскую Семью изливались потоки клеветы…. Не одному поколению детей внушали ненависть к Царю и Царице, их детям…

  Сегодня мы являемся свидетелями небывалого в истории растления детей. И вот мы слышим, как дети возносят хвалу Царской Семье. Чистые детские души потянулись к святости, чистоте, добру и правде.  Дети сами прониклись этой духовной красотой и захотели приобщиться ей. Если мы говорим, что Царственные Мученики – икона Семьи, то это пение – своего рода тоже икона, чистое богословие, которое преподают чистые детские души. Мы должны всеми силами поддерживать этих детей».

назад

Новости сайта
Предстоящие события
Прошедшие события
Как помочь хору
Собор иконы Божией Матери Владимирской
Календарь
Поздравляем!
Просим помолиться
Обратите внимание
События
Конференция, посвященная 250-летию собора
2018-04-26

 26 апреля в здании Санкт-Птеребургской Епархии, митрополичий корпус, Синий зал, состоится к ...

Деятельность хора не имеет коммерческой направленности.
Все паломнические поездки осуществляются на пожертвования.
Церковно-певческая школа во имя преподобного Иоанна Дамаскина
191025, Санкт-Петербург, собор Владимирской иконы Божей Матери
Владимирский проспект, д. 20, тел. 8 (812) 717-98-14
E-mail: kratima@mail.ru