На главную Карта сайта Письмо нам
Главная О хоре Видео Фото Аудио Издания Ноты Контакты

Владимирская икона Божией Матери

Наш храм
Св. Иоанн Дамаскин
История хора
Публикации о хоре
Страница регента
Для хористов
Для родителей
Для друзей и благотворителей
Нужды и проекты
Архив
Дипломы и грамоты
Диалоги
+ КРАТИМА +
Публикации о хоре
"СЛОВНО БЕЛЫЕ АНГЕЛЫ"
Автор: Лидия Шундалова Дата: 08.04.2008

 ПУБЛИКАЦИЯ ИЗ ГАЗЕТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО КАЗАЧЬЕГО БРАТСТВА «ВОЗДВИЖЕНИЕ» 

апрель 2008 года

Лидия Шундалова

«СЛОВНО БЕЛЫЕ  АНГЕЛЫ»

 

       Ирина Валентиновна Болдышева – регент хора и руководитель Церковно-певческой школы имени преподобного Иоанна Дамаскина –  не любит много говорить о себе. Главное это –  хор, дети. В этом заключается ее служение Богу и людям. Именно на это в далеком 1990 году ее благословил архимандрит Псково-Печерского монастыря отец Иоанн Крестьянкин, и вот уже многие годы, как хор возносит чистыми детскими голосами молитву Богу.

      Музыка – явление удивительное. Она может подарить покой и заставить радоваться, плакать и страдать. А духовная музыка может приблизить человека к Богу, она будит мысли и чувства, которые ранее были недоступны ему,  дает предощущение жизни Вечной.

       В Церкви Тихвинской иконы Божией Матери во время службы мне приходилось слышать удивительный хор. Чистые голоса, гармония исполнения настраивали на особый лад. Молитвенное пение переполняло душу, и мир горний, казалось, становился ближе. Позже я узнала, что это хор Церковно-певческой школы имени преподобного Иоанна Дамаскина, созданный при Соборе Владимирской иконы Божией Матери. Он поет во многих храмах нашего города, а недавно вернулся из заграничной поездки: ребята ездили в Сербию в такое непростое для этой страны время…

Мне захотелось побольше узнать об этом коллективе.

…Небольшое помещение в здании церкви. Заканчивается урок церковного пения. Детям лет 7-10, не больше, все сидят и, не отрывая глаз, смотрят на Ирину Валентиновну. А объясняет она им вещи совсем не простые: что такое Покаянный канон Андрея Критского, зачем нужен Великий пост и Прощеное Воскресенье, что есть истинная любовь к людям. «Вот обидел, например, нас какой-нибудь человек, – Ирина Валентиновна говорит твердо, но ласково, – и если мы поддались чувству обиды, то, честно посмотрев в свою душу, увидим, что  в этот момент не чувствуем к нему любви, потеряли ее. Поэтому  и мы перед ним виновны и  должны просить прощения. И легко будет на сердце...». Родители, сидящие вдоль стен, тоже внимательно слушают. Беседа чередуется с музыкой, дивной, немного грустной. Дети поют с большим старанием.

         Ирина Валентиновна Болдышева осознала свое призвание музыканта очень рано, в детстве. В 1986 году она окончила Санкт-Петербургскую Консерваторию по классу композиции и органа. Но, несмотря на перспективы, открывшиеся после окончания, вскоре решила, что посвятит жизнь Церкви. С середины 1990-х годов она начала преподавать в Санкт-Петербургской Консерватории на кафедре Древнерусского певческого искусства. Это была недавно открывшаяся единственная кафедра в России, где фундаментально с научной и практической стороны изучалось древнерусское знаменное пение. Читались уникальные предметы, в том числе палеография – изучение древних певческих рукописей. Ирина Валентинова преподавала: ансамбль - пение по знамени (древнерусским нотам), педагогику и педпрактику также  на материале певческих рукописей по знаменам и вокал. Учебников не было, приходилось много заниматься в рукописном отделе  Российской Национальной Библиотеки. Тогда же началась работа Ирины Валентиновны  по переложению песнопений византийской традиции для церковнославянского языка.

Сейчас Ирина Валентиновна оставила работу в Консерватории, слишком много времени требует работа с детьми – главное дело ее жизни.

Ребята разучивают новую песню. У каждого лист бумаги с текстом. Девочка недалеко от меня поет, старательно выговаривая слова, глаза ее светятся радостью. Невольно поражаешься, сколько доброты в этом уроке, сколько света и тепла.

После занятий беседа с Ириной Валентиновной была долгой.

– Ирина Валентиновна расскажите о  Вашей певческой школе.

– Главная цель нашей школы – изучение и возрождение древнего церковного пения и восприятие сродного ему образа благочестия. Преимущественно мы занимаемся  пением византийским. Византийское пение представляет собой самую древнюю православную церковно-певческую традицию, которая вобрала в себя богатство многовекового святоотеческого молитвенного опыта. Для всякой ищущей молитвы души она является школой и кладезем живой молитвы.

              В школе изучается и пение древнерусское – за богослужением исполняются и песнопения знаменного распева. Но византийское пение, представляющее собой живую, не прерывавшуюся традицию, – является сегодня ключом  к пониманию того, как исполнять и наши родные древние богослужебные песнопения, тем более что древнерусская певческая традиция имеет своим источником традицию византийскую. Поэтому особенно много времени мы посвящаем песнопениям византийским, которые дети изучают с большой любовью, как на греческом языке, так и в подготовленных мною для  пения на церковно-славянском языке переложениях.

                Помимо древнего пения на наших занятиях изучаются и литургика, и устав, и церковно-славянский язык. Существует группа, изучающая  и язык греческий. Из музыкальных предметов – сольфеджио и вокал, применительно к высоким требованиям унисонного (одноголосного) пения. Изучение и освоение правильного, естественного звучания голоса, когда слово льется легко и непринужденно, и так же легко и непринужденно может быть расслышано – является одной из важнейших задач нашей певческой школы, как и одной из серьезнейших проблем современного отечественного церковного пения.

                Другой особенностью нашей школы является большой возрастной диапазон обучающихся и поющих в хоре. В младшую дошкольную группу мы принимаем детей с 4х-летнего возраста, а старшие… вырастая, они не хотят расставаться со своей родной  хоровой семьей, многие уже не мыслят своей жизни без хора и остаются в нем, помогая мне воспитывать младших. Всего в школе учится  около 200 человек. Основной состав хора часто поет за богослужениями, много паломничает и путешествует, не только для пользы своей душе, но и доставляя соотечественникам радость слышать древнее пение за богослужениями и в концертах.

                В основной состав дети переводятся из подготовительных групп по мере их певческой и духовной готовности. Ведь чтобы вставать к ранней Литургии, переносить утомление и тяготу напряженных поездок, надо созреть для понимания того, зачем это нужно, иметь личный опыт радости служения Богу, иметь в сердце хотя бы начатки любви. Когда вижу, что ребенок подготовлен, перевожу его в основной состав. Это может быть и в 8 лет, и в 12, и в 15. Основной состав хора разновозрастный, но достаточно профессиональный.

– Вы выступали с хором за рубежом?

– Да, в 2004 году нам выпала великая радость побывать  на Святой Земле и петь Литургии у Гроба Господня, в монастыре Креста, в Горненской обители и в монастыре свт.Николая в Иерусалиме, в пещере Рождества Христова в Вифлееме, в храме 12-ти  Апостолов в Галилее, в храме Георгия Победоносца в Лидде, в храме Пресвятой Троицы на вершине горы Синай.

                Годом раньше хор стал лауреатом международного фестиваля-конкурса «Гайновские дни церковной музыки» в Польше, где удостоился специального приза. В 2003 году по приглашению Высокопреосвященнейшего Амфилохия, Митрополита Черногорского и Приморского мы впервые посетили Сербию и Черногорию. И вот недавно вернулись из второй поездки в Сербию. 

– А как вы познакомились с Митрополитом Амфилохием?

– Это очень красивая и всем нам дорогая история. Владыка Амфилохий приезжал в Санкт-Петербург в качестве участника литературной конференции, посвященной выдающемуся Черногорскому святителю и поэту Петру Негошу. Когда нам стало известно, что выдающийся Архипастырь, богослов и  молитвенник Сербской Церкви прибывает в Санкт-Петербург, мы купили много белых цветов и поехали всем хором в аэропорт. Самолет, прилетавший вечерним рейсом, опоздал на 2 с половиной часа, но все дети имели твердую решимость дождаться. Когда появился Владыка Амфилохий, пространство зала прибытия неожиданно огласилось пением «Ис полла эти Деспота» и древних византийских стихир Пасхи. Эта встреча была какая-то небесная и совершенно незабываемая. Акустика в аэропорту превзошла все ожидания, и детские голоса звучали поистине громогласно. Глаза лучились радостью.

        Когда в августе того же года мы приехали в Черногорию, то нас везде  узнавали, так как Владыка Амфилохий многим рассказывал об этой встрече, добавляя: «Так меня никто никогда не встречал и, наверное, никогда не встретит. Они были словно белые ангелы». Мы надеемся, что Господь еще дарует нам возможность явить нашу благодарность Владыке Амфилохию и за его приглашение посетить Черногорию, и за его святую заботу о нас, и за ту любовь, с которой встречают там русских братьев.

– Хор исполняет много сербских песен. Что для Вас значит эта страна?

– Недавно на концертах в Белграде наша самая младшая хористка Настя произносила на сценетакие слова: «Србия е велика тайна…». Это поистине так.

     Сербская земля дала Небесной Церкви великий сонм святых, мучеников, святителей, преподобных, исповедников и новомучеников, взрослых и детей, оставшихся до конца верными Христу. Их таинственное присутствие как-то непостижимо чувствуется. Приходит осознание того, что эта земля напитана святыней многовекового Православия, омыта молитвой великих святых. Сначала, еще до поездок,  душа просто тянулась к ней, чувствовалась какая-то тайна, соединяющая два наших народа. Потом пришло осознание того, что  отношение к Сербии  лежит для меня на той же духовной глубине, что и отношение к Царственным Мученикам.

«Блаженны есте егда поносят вам и изженут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на набесех» (Евангелие от Матфея, 5:11).

     Сербия – оклеветанная многократно перед всем миром земля – мученица, вновь несет тяжкий крест клеветы, потому что жива ВЕРА ее, и боятся силы зла КРЕСТА ее. Страшные натовские бомбардировки 1999 года многие сердца пробудили болью к осознанию того, насколько сербский народ для нас родной. Для меня существование православной Сербии в мире переживалось как великая драгоценность и величайший дар любви Божией. Хотелось больше знать о ее святынях, знать ее  историю. Много говорили об этом в хоре, передавали друг другу списки с именами сербских братьев и сестер о здравии и упокоении новопреставленных рабов Божиих…

       После того, как мы побывали в Сербии и Черногории в 2003 году, увидели несказанную красоту этой земли, узнали ближе ее людей – мужественных, полных достоинства и вместе хранящих евангельски детскую простоту и цельность – Сербия стала нам еще дороже. И даже можно сказать, что удивительная любовь сербских братьев, которая нечаянной радостью пришла в нашу жизнь, помогла нам осознать, что значит быть русским, и какая это большая ответственность перед другими народами, своим народом, своею душою и пред Богом.

В песне, написанной Печорским монахом и вошедшей в наш аудиоальбом "СЕ ЦАРЬ ВАШЪ", есть такие слова:

Даруй, Боже, благодать

правдой жить и правдой стать…

Даруй, Боже, благодать

вражьи страхи презирать,

пред Тобой лишь трепетать...

Даруй, Боже, благодать

боль чужую в сердце взять…

Даруй, Боже, благодать

настоящим русским стать,

    настоящим русским стать… 

Когда настала минута расставания с Черногорией в аэропорту, дети, сдерживая слезы, сказали провожавшему нас монаху: «Приезжайте в Петербург, мы будем Вас ждать!», и услышали в ответ: «А я ждал вас всю жизнь, и вот, наконец, вы приехали».

                Мы вернулись в Россию, но там – в Сербии  у нас остались друзья, такие дорогие, и жизнь наполнилась новым содержанием, а сердца – расширились. Со свойственной юности открытостью и горячностью дети переживали радость  этой дружбы. Но вот пришел март 2004 года – новая волна разрушений и зверств, которым подверглись сербы в Косово и Метохии. 70 разрушенных храмов, среди них древнейшие, хранящие великие святыни, и опять – записки о упокоении новопреставленных убиенных  братьев...

                Время шло, желание снова побывать в Сербии становилось все сильнее. Крепла мечта побывать в Косово – припасть к святыням Грачаницы, Печи Патриаршей, Высоких Дечан, поклониться могилам новых мучеников Сербских.

– Осуществилась ли эта мечта во время вашей второй поездки в Сербию?

– К сожалению, нет, но надеемся, что несмотря ни на что, она осуществится. *

– А как вас принимали на сербской земле в этом году?

– Принимали так, как будто дороже нас у них никого нет. Из десяти наших концертов, которые проходили в разных городах Сербии почти каждый день, особенно значимыми  и незабываемыми были два первые – в Белграде. Первый концерт состоялся в Русском Доме, и как же дорого было для нас узнать, что построенный для русских эмигрантов в 1933 году, он назывался Домом Царя Николая II. Появилось чувство, что это он, святой Государь, устроил наш приезд в так любимую Им Сербию.

     Дело в том, что вот уже три года, как наш хор ездит на Царские дни в Екатеринбург, поет ночную службу в монастыре Святых Царственных Страстотерпцев, в Храме-на-Крови, дает много концертов. К последней поездке вышел новый двойной альбом хора «СЕ ЦАРЬ ВАШЪ», в него вошли богослужебные песнопения и духовные песни, посвященные Святой Царской Семье.

                Концерт в Русском Доме 23 января собрал более тысячи человек, в зале – 400 мест, около 200 человек стояли в проходах и фойе, остальные не расходились, стояли на улице… Многие приехали из других городов… В первом отделении наш хор исполнял византийские богослужебные песнопения, гимны Сербии и Царской России, песни, посвященные Святым Царственным Мученикам и сербские песни, в том числе о Косово. Во втором отделении – и это было очень дорого сердцам слушателей, мы пели вместе с ансамблем «Косовские пионы» – с детьми, живущими за колючей проволокой в сербских анклавах Косово. Они удивительно, с глубоко национальным колоритом, поют песни своей родной земли и с пронзительной искренностью декламируют посвященные ей стихи. Этот ансамбль создала выдающаяся драматическая актриса и режиссер, великий патриот своей страны Ивана Жигон. Являясь председателем общества сербско-русской дружбы, она много потрудилась для организации нашей поездки. На наш приезд и выступления она получила благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Святейшего Патриарха Сербского Павла.

                Встреча и дружба с «Косовскими пионами», так пламенно любящими свою землю, не покидающими ее вместе со своими родными в годы тяжких испытаний, и при этом такими жизнерадостными – одно из самых дорогих наших приобретений. Семьи некоторых из них были вынуждены оставить свои дома и селения, но не покинули Косово – святую землю отцов, из которой с 1999 года было изгнано 250 тысяч сербов.

                Второй белградский концерт совместно с «Косовскими пионами» проходил в театре «Ателе 212» и назывался «Дети Косово – Матушке России». Он стал гимном благодарности сербского народа России, представлял собой большую музыкально-литературную композицию, развернувшую перед зрителями всю историю сербско-русского славянского братства. В зале были члены правительства, министр по делам Косово, министр просвещения и, что нам было особенно дорого, Митрополит Амфилохий. Концерт давался по телевидению в прямой трансляции, и всюду, где мы побывали и пели после, нас встречали как родных.

                Торжество братской любви, которым венчался каждый концерт, радость единодушия и взаимного узнавания, слезы в глазах незнакомых, но ставших дорогими людей – я описать не сумею. Нам было особенно приятно, что эту радость разделил с нами наш дорогой батюшка ключарь Собора Владимирской иконы Божией Матери митрофорный протоиерей отец Владимир Фоменко и его матушка Ольга.

– А еще были памятные встречи?

– Их было немало. Это и встреча с архимандритом Саввой в монастыре Студеница, и с организовавшим вторую половину нашей поездки Небойшей Чосовичем, переводчиком на сербский язык духовных книг  русских писателей , в том числе свт. Феофана Затворника.

     Но одна из самых удивительных – встреча с Владыкой Филаретом, епископом Милешевским. Подготовка всей поездки началась с того, что Владыка, прослушав наш диск "СЕ ЦАРЬ ВАШЪ", пригласил нас петь праздничную Литургию в день великого Первосвятителя Сербской Церкви святого Саввы в монастыре Милешево. Здесь находится древняя мраморная гробница святого, в которой находились его мощи до 1594  года, когда были сожжены турками. Здесь же находится знаменитая фреска «Белый Ангел», гробница святого короля Владислава и мощи новомученика Нестора. Теплая отеческая забота и гостеприимство Владыки Филарета, находившего каждый день время для общения с нами, Божественная Литургия, возглавляемая им, многочисленные во всех частях епархии святосавские молебны с освящением колача, предварярявшие наши выступления,  – незабываемы.

       Настоящим откровением стал для нас рассказ Владыки Филарета о его встрече со старцем Паисием Афонским. В разгар войны с Боснией в 1993 году Владыка Филарет, еще будучи архимандритом, поехал на Афон и пришел к Старцу, чтобы спросить об исходе войны и судьбе боснийских сербов. У Старца было много посетителей, но он, оставив всех, подошел к архимандриту Филарету, обратился лицом к востоку и начал молиться. Взявшись руками за голову и покачивая ею, он произнес: «Косово, Косово, сколько крови! Но эта земля останется Сербской». Владыка был удивлен – в Косово еще  было все спокойно. Но пришел 1999 год, и пророческие слова Старца стали понятны.

– А вы как думаете, исполнятся слова старца Паисия, станет Косово снова сербским?

– Если смотреть по-земному, сила есть сила, а если смотреть духовно «не в силе Бог, а в правде». Думается, что вопрос Косово для будущего России не менее важен, чем для самой Сербии.

     После всего, что мы почувствовали и пережили на Сербской земле, хочется донести до каждого русского сердца, что есть у нас прекрасная Сестра  –  Сербия, которая любит нас завещанной святыми предками живой любовью, которая, преодолевая все страдания и разрывая путы лжи и насильственного безбожия, «идет босыми ногами по острым камням за Христом», которая надеется на нас, свято веря, что мы, русские, остаемся «алчущими и жаждущими правды», и перед лицом будущего разделяет с нами нашу судьбу.

Во всех наших концертах мы пели сербскую песню времен Первой Мировой войны «Синее море широко». Каждые две строки в ней повторяются, что позволило петь ее и  на сербском языке, и в русском переводе. Вот ее заключительные слова:

«Вместе нам горе горевать,

Вместе на Бога уповать»**

Отклик сербов был всегда столь глубок, что я не найду слов передать этого. А как радовались сербы, видя русских детей, знающих дорогу к Богу!

      Даже на своей родной земле не часто встретишь такие горячие объятия,  такую душевную щедрость и теплоту. Хочется бить в набат: «Просыпайтесь, молитесь за братьев-сербов, русичи!». Иногда сталкиваешься с мнением, что «у нас у самих много бед». Да,  это так, но есть духовные законы – «Помоги другому, и Бог поможет тебе. Не можешь помочь делом – помолись, не спи! Не проходи мимо чужой беды, и Бог не оставит в беде тебя самого». А сербы для нас ох, как не чужие!

     Сколько наших предков взошло на вершины нравственного героизма и христианского подвига, полагая души за други своя – русские за сербов, сербы за русских.  Сколько благоухающего фимиама жертвенной любви вознеслось за века нашего братства к Престолу Божию! Сколь благословенно и  угодно Богу наше духовное славянское единство и любовь. Как только приобщаешься ей – небесная радость приходит в сердце и постигаются слова Христа: «В тот день не спросите Меня ни о чем». (Евангелие от Иоанна, 16: 23).

 ---------------------------

 *Хор побывал в Косово в январе-феврале 2010 года.

 ** Песня "Синее море широко" входит в аудиосборник CD "СЕ ЦАРЬ ВАШЪ".

назад

Новости сайта
Предстоящие события
Прошедшие события
Как помочь хору
Собор иконы Божией Матери Владимирской
Календарь
Поздравляем!
Просим помолиться
Обратите внимание
События



Деятельность хора не имеет коммерческой направленности.
Все паломнические поездки осуществляются на пожертвования.
Церковно-певческая школа во имя преподобного Иоанна Дамаскина
191025, Санкт-Петербург, собор Владимирской иконы Божей Матери
Владимирский проспект, д. 20, тел. 8 (812) 717-98-14
E-mail: kratima@mail.ru