На главную Карта сайта Письмо нам
Главная О хоре Видео Фото Аудио Издания Ноты Контакты

Владимирская икона Божией Матери

Наш храм
Св. Иоанн Дамаскин
История хора
Публикации о хоре
Страница регента
Для хористов
Для родителей
Для друзей и благотворителей
Нужды и проекты
Архив
Дипломы и грамоты
Диалоги
+ КРАТИМА +
Для родителей
Житие святого Стилиана
Автор: Дата: 07.04.2013

Святой Стилиан
Краткое житие, тропарь, кондак и акафист святому.

Перевод жития святого Стилиана выполнен по книге архимандрита Харалампия Д. Василопулоса «Святой Стилиан». Афины, 2000.

Тропарь, глас третий, подобен «Божия веры»
Столп одушевлен воздержания, адамант неколеблем Церкве, Стилиане, соделался еси, блаженне. Господу от юности ввсривыйся, обиталище Духа явился еси, отче преподобие, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас четвертый, подобен «Вознесыйся на крест»

От утробы матерния освятивыйся, яко божественный Самуил, богоносне, подвижнически Христа Бога прославил еси. Темже исцелений показался еси кладязь и предстатель божественный отроков и младенцев, Христос бо тя светло славит, Егоже измлада, Стилиане, прославил еси.


Однажды я проходил мимо церкви святого Стилиана в восточной части Афин, около древнего монастыря святого Иоанна Карейского. Это было в день памяти святого Стилиана, 26 ноября, и старинная церквушка, расположенная в живописном месте, праздновала свой престольный праздник.
С удивлением я заметил, как, несмотря на сильный холод, туда стекались сотни родителей с маленькими детьми из близлежащих и отдаленных районов Афин.
Я поинтересовался, что происходит и почему так много детей. Мне ответили: святой Стилиан — покровитель детей. Поэтому родители приносят их в день праздника сюда, чтобы почтить память святого и причастить детей в уповании на предстательство святого Стилиана и в следующем году.
Тогда я вспомнил, что святой Стилиан получил от Господа особую благодать — покровительства малым детям.  Как и почему — вы узнаете из нижеследующего повествования.

«От юности Христа возлюбивший»
Святой Стилиан родился в Пафлагонии в Малой Азии, между 400 и 500 годами после Рождества Христова. Благословенный от чрева матери, он по мере возрастания по благодати Божией становился обиталищем Святого Духа(1).
С детских лет он выказывал редкое устремление к святой жизни. Как и все, он был ребенком, затем подростком и юношей, имел, как и все люди, плоть. Но ни разу он не позволил своим пристрастиям очернить дух и душу, которые всегда сохранял в чистоте.
Стилиан не давал воли ни одной земной страсти, не допускал, чтобы жажда богатства захлестнула его душу и обрекла на неминуемую погибель.
Благодаря силе и милости Божией он не поддавался на соблазны тленной и временной жизни и стойко сопротивлялся им. Он рассуждал в истинной премудрости Божией и видел, сколь временным и ничтожным является этот вещественный мир.
Его душа звала на подвиги, нравственные и прекрасные. Звала на борьбу ради стяжания добродетели. Указывала тернистый путь, ведущий к вечной, неизменно счастливой жизни.
Чистое и верное сердце Стилиана прислушивалось к зову души. И первым его поступком было продать свое имение, которое он получил в наследство от отца, и раздать его нищим. Когда уже ничего «своего» у него не осталось, то, преисполненный радости и облегчения, он сказал:
«Я скинул тяжкий якорь, державший меня на привязи желаний моего тленного естества. Я скинул с себя тление и погибель. Отныне более ясно открывается передо мной дорога, ведущая к истинной жизни».
     Высвободившись из пут тления и с радостью в сердце разделив богатство между обездоленными нищими, Стилиан творил богоугодные дела и размышлял, как прожить свою жизнь свято и честно.
Сколь возвышает человека учение Хрис¬тово в сравнении с учением языческих мыслителей! Мы увидим это, если сравним поступки святого Стилиана и одного древнего философа по имени Кратет(2). Кратет также осознал, что богатство — это властный тиран, что оно порабощает человека, становится его господином и делает из него раба, живущего на привязи богатства и лишенного собственной свободы. Тогда тот мыслитель взял свои деньги, взошел на прибрежную скалу и оттуда кинул их в море со словами: «Кратет освобождает Кратета», то есть я, Кратет, выбрасывая свои деньги в море, выпускаю на волю Кратета, свое «я», свою личность.
     Освободившись от уз богатства, Кратет попался на крючок тщеславия. Он выбросил деньги, чтобы услышать рукоплескания толпы. Напротив, последователи Христа отказывались и отказываются от богатства ради посрамления своих страстей. Прежде всего они борются со страстью-тираном самолюбием, порождением которой является сребролюбие. Они вступают в эту пожизненную битву, чтобы при помощи Божественной благодати избавиться от своих страстей и страшнейшей из всех страсти самолюбия.
Кратет был одинок в своем поступке, совершенном из тщеславных побуждений. Христиан же, которые живут согласно с учением Христовым, отказавшись от мирских благ, миллионы. В самом деле, сколь много отыщется в каждом поколении тех, кто живет в бедности!
     Одна из трех отличительных черт монаха — это нестяжательность. Все множество монашествующих «отлагает всякое бремя»(3) не ради пустого «какой он молодец!», но ради стяжания Царства Божия. Они отдают земное и получают небесное. Отдают преходящее и получают законное и вечное. Слагают с себя бремя богатства, чтобы свободными устремиться в Царство Божие и войти в него, памятуя о евангельских словах: трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23).
Видите, сколь более возвышенно учение Христово, чем учение древних философов!

Подвижник
Теперь, когда его единственное имущество составляла одежда, он вступил на многотрудное поприще аскезы, во всем следуя учению Иисуса Христа. Благодеяниями возведя свое земное сокровище на небеса, блаженный Стилиан ушел в монастырь, где принял монашеский постриг.
С этого момента уже ни помышление о земном, ни вторжение вещественного мира не могло отвлечь его от молитвы и удалить от веры. Ни о чем ином он не заботился и ни к чему иному не устремлялся, но только к тому, что было угодно святой воле Господа. Он подвизался, дабы угодить Богу, усовершенствовать душу, оказаться в раю.
 Ни малейшему своеволию, противному воле Бога, не находилось места в его жизни.
Строгость его подвижнической жизни не поддается описанию словами. Его святость источала сияние. Его смиренномудрие блистало. Его чистота ослепляла. Его бдение и суровый пост вызывали удивление. Его молитва была истинной беседой с Богом.
Три цели он поставил перед собой, чтобы стать настоящим монахом: нестяжание, целомудрие и послушание. И всех трех добродетелей удостоился. И во всех трех добродетелях достиг высшей степени совершенства.
Мы уже видели его нестяжание. Он не оставил себе ничего, ровным счетом ничего из своего состояния. И сам никогда в жизни не стремился к стяжанию каких-либо предметов. Он жил в бедности и полном нестяжании.
     Его целомудрие и нравственное состояние были очень высоки. Он содержал в чистоте «от всякой скверны плоти и духа»(4) свою душу. Он отражал натиски врага, чтобы не коснулась его скверна греха, ибо держал в уме слова на¬шего Господа: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5,8), то есть счастливы и блаженны все те, кто имеет чистое сердце от скверны безнравственности, потому что они будут удостоены лицезреть Бога в Царствии Небесном.
Его послушание своему старцу и ближним было исключительным. Он подвизался сурово, стараясь отсечь собственную волю, всегда основанную на самолюбии. А своеволие очень трудно отсечь любому человеку, и это известно каждому, кто ведет духовную жизнь.
В монастыре Стилиан бесстрашно боролся с тремя врагами — бесом, миром и плотью. Чтобы победить их, требуются долгие годы твердой непрестанной борьбы. Победа над ними свидетельствует о героизме и сверхчеловеческом подвиге подвизающегося.
Так в образе святого Стилиана воссияла светлая звезда подвижнического жития и был явлен пример жизни и детям, и взрослым. Все дивились его подвигам и смотрели на его жизнь как на образец для подражания.

Отшельник
Но эта мера аскезы показалась преподобному Стилиану недостаточной. Он желал еще большего совершенства и помышлял о полном уединении, о самом суровом подвиге — отшельничестве.
Святой Стилиан простился с братией монастыря и удалился в безлюдную пустыню. Там он поселился в пещере.
Новое устремление его подвижнической жизни — это небесное совершенство. Дни и нощи он проводил в молитве и богомыслии, все его существо было обращено к Триипостасному Богу. От зари и до зари он воспевал в своей душе величие Бога и Святой Троицы. Он жил в единении с Богом!
     И ничто не нарушало этой Божественной тишины. До самого края далекого горизонта преподобного окружали создания Творца. В изучении творения Божия весьма укреплялась его вера. В пустыне Стилиан смог прочувствовать сказанное апостолом Павлом: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Боже¬ство, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1, 20).
     Современный человек не имеет возможности созерцать «дела Господни»(5), которые помогают верить в Бога. Человека поглощают города-гиганты, огромные здания или шум предприятий. Он удален от природы, удален от творения Божия. Кругозор современного человека охватывает лишь ограниченное число своих собственных творений. Поэтому он отходит от Бога и постепенно теряет веру.
     Астрономы, которые непрестанно обращают свой взор на небесные тела и бесчисленные звезды, «дела Божий», благочестивы и имеют страх Божий. Великий астроном Кеплер(6), когда слышал, что произносится имя Бога, вставал и снимал шляпу.
Подобно астрономам, лицезрел в тиши пустыни создания Божий и предавался богомыслию отшельник Стилиан. Он видел Творца во всем. Он думал, что этот огромный мир, столь прекрасный, целесообразный и гармоничный, не мог возникнуть сам по себе. Он видел Бога среди неисчислимых светил, вращающихся в безбрежном небесном пространстве столь быстро и точно.
Он видел Бога в «великане дня» — Солнце, которое, соблюдая необходимое расстояние от Земли, дает своим теплом жизнь людям, животным и всей природе.
     Он видел Бога во множестве животных, малых и больших, сотворенных Богом породу их (Быт. 1, 25). Он смотрел на разнообразие деревьев и растений и размышлял о том, что, если бы Бог не создал их, то жизнь людей и животных была бы невозможна. Ведь все они насыщаются и питаются от царства растений.
     Любуясь совершенством Божиего творения, Стилиан восклицал вместе с псалмопевцем Давидом: Небеса поведают, славу Божию, творение же руку его возвещает твердь (Пс. 18,1). И затем славословил Господа: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecи, исполнися земля твари Твоея (Пс. 103,24).
Две книги читал он в пустыне непрестанно — книгу природы и Священное Писание.
Свое сердце, помышления, свою душу, все свое существо он горячо предал Богу. Боже-ственная и священная дрожь пронизывала его подвижническую плоть, а душа преисполнялась красотой Божественного создания. Преподобного Стилиана охватывал святой пыл Божественной любви ко Всесвятому Имени Божию.
     Так святой Стилиан оставил свое плотское «я». Он перестал помышлять о пище и вступил в период яркого расцвета духа. Он мог сказать: и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2,20). Он питался травами пустыни. А когда недоставало их, Господь подкреплял святого Стилиана. Бог, чудотворящий святым и во святых, не давал святому подвижнику погибнуть от голода. Он поддерживал в нем жизнь, посылая пищу с Ангелами, как посылал и другим святым - пророку Илие, святому Марку Афинейскому философу и другим.

Светильник
Долгие годы святой Стилиан жил суровой жизнью отшельника. На протяжении десятилетий безжалостно боролся с диаволом и с самим собой. Он боролся, чтобы искоренить страсти, стяжать добродетели и достигнуть святости, которой желает Бог, сказавший: будьте святы, ибо Я свят (1 Пет. 1,16).
Творец желал, чтобы святой Стилиан явил своим житием пример добродетели и подвижнической жизни.
     Господь желал, чтобы этот столп воздержания и светильник пустыни воссиял «всем концем земли», а его многочисленные добродетели открылись людям.
Как светильник подобает поставить на возвышении, чтобы он светил всем, а не скрывал своего сияния(7), так являет Бог и тех, кто сияет добродетелью, чтобы они соделались светом, освещающим жизненный путь другим людям.
Украшенный добродетелями святой Стилиан благодаря суровым подвигам был подобен свече, разливающей свой теплый сладостный свет. Достигнув неудобозримой высоты добродетели, он изливал тихий свет святости во славу Бога и спасение людей.
Праведный Господь показал миру, как Он прославляет тех, кто поклоняется Его имени и славит Его.
     Повсюду разнеслась молва о святом Стилиане. Толпы людей с разных концов земли, преисполненные веры и благочестия, потянулись к нему, чтобы подивиться его святости и получить душевные и телесные благоприобретения. Много было и таких, кто, очаровавшись его подвигом, оставлял свое злое естество, приносил покаяние и перерождался душой.
Трогательными были эти посещения христиан жившего в пустыне отшельника. Он умел успокоить их смущенные души. Шли к Стилиану и другие подвижники, чтобы укрепиться словом и примером строгой аскетической жизни.

Покровитель детей
     Святой Стилиан знал — чтобы приобрести Царствие Небесное, необходимо иметь душу маленького ребенка. В его сердце напечатлелись евангельские слова: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Стилиан знал, что души детей подобны душам Ангелов. Отец накажет ребенка, а тот поплачет и придет к нему снова; или дети подерутся, а через несколько минут уже опять играют вместе. А взрослые таят обиду, как верблюды, в себе. Поэтому он хотел помогать и покровительствовать детям.
И Всеблагий Бог, зная об этом святом и горячем желании Стилиана, даровал ему благодать чудотворить детям. Бог вознаградил его святые чувства и дал ему чудодейственную силу исцелять больных детей. Матери из близлежащих и отдаленных уголков Пафлагонии на своих плечах приносили ему своих больных и увечных детей с болью и верой, чтобы испросить у него исцеления.
Дни напролет они шли по пустыне, стараясь отыскать прославленную Богом пещеру подвижника, святого Стилиана.
Достигнув пещеры, они со слезами на глазах падали в ноги старцу-аскету, славили Бога за то, что встретили его, и молили об исцелении ребенка.
     Святой Стилиан, преисполненный сострадания и желания, помочь им, брал больное дитя на руки и со слезами просил Бога об исцелении.
      Владыка небес внимал его мольбе, исходившей из глубины души, и святой творил чудо.
     Больные дети обретали здоровье. Их различные недуги исчезали. Перед силой Божией не могла устоять никакая болезнь.
     Матери плакали от радости возле пещеры Стилиана, другие лобызали с почтением и благодарностью руку святого старца, прославляли Бога.
Прославлял святое имя Бога непрестанно и святой угодник, благодарил Господа за те чудеса, которые Тот удостоил его совершить.
С отеческой любовью взирал святой Стилиан на невинные создания, которые отныне были избавлены от болезни, и сладкая, ангельская улыбка освещала лик почтенного старца.
     О чудесах святого Стилиана вскоре стало известно повсюду, и очень многие прибегали к святому Стилиану с просьбами об исцелении их малышей от того или иного недуга. Так святой Бог прославил имя преподобного Стилиана, который посвятил прославлению Бога всю свою жизнь.

Врач бесплодных
Смиренный Стилиан был прославлен Господом не только через чудеса исцеления детей.
Этот святой стяжал славу чудотворца для бесплодных родителей, которых своими молитвами делал способными к чадородию.
У многих верных христиан, пришедших к нему бесплодными, по его благословению рождались прекрасные и здоровые дети.
Более того, многие добрые христиане, уже потерявшие надежду избавиться от бесплодия, и после кончины святого, призвав его имя и принеся в храм написанную по обету икону, становились счастливыми родителями.

Образец подвижничества
Между тем из всех монастырей приходили к старцу иноки, чтобы обонять благоухание его святости.
Монахи и аскеты просили у святого учителя советов о том, как следует противостоять искушениям, как водворить мир и тишину в обители.
Все смотрели на святого Стилиана как на пример аскетической жизни. Смиреномудрый подвижник блистал небесной красотой.
Неутомимый, с ангельской кротостью он наставлял, направлял, наполнял сердце, укреплял в вере, рассеивал сомнения. Своими советами он на расстоянии восстанавливал мир в тех монастырях, где происходили внутренние неурядицы.
Так жил и прославил Бога и был прославлен Отцом Небесным святой Стилиан.

Праведная кончина
 Когда Стилиан достиг глубокой старости, Бог послал Своих Ангелов, и они забрали его святую душу, чтобы упокоить ее от многолетних трудов, лишений и суровости подвижнической жизни. Святой скончался, исполненный дней и добродетелей. Мы не знаем ни того, где он был погребен, ни сохранились ли мощи, в которых обитала его освященная душа. Осталось имя. Его чтит весь христианский мир. Его призывают в своих нуждах и прежде всего молятся о своих детях и об исцелении их от различных болезней. Ему строят величественные храмы. В Афинах есть по крайней мере два храма святого Стилиана: в Гизи и в Карее.
Чудеса святого продолжаются и после его кончины. И сегодня святой Стилиан покро-вительствует нашим детям. Говорят, что имя Стилиан (греч. «столп») происходит от гла-гола «стилоно», что значит «укреплять», «поддерживать» здоровье детей. На иконе святой изображается держащим в своих объятьях спеленутого младенца в знак его предстательства за наших детей.
Память святого Стилиана в Греции и на Кипре празднуют 26 ноября.

***
     Как мы видели, святой Стилиан покровительствует маленьким детям. Их родители прибегают ко святому, чтобы он исцелил малышей от различных телесных недугов.
     Дети страдают от пороков и страстей. Они упрямы и непослушны, порой раздражительны и неуравновешенны. На них воздействует лукавый, подстрекая на зло и грех. Дома под его воздействием они делаются неузнаваемыми. Не только диавол, но злые и развращенные люди, а также дурные компании представляют опасность для ребенка, так как, поддавшись их влиянию, он может свернуть на дурной путь.
В этих случаях необходимо, чтобы родители прибегали ко святому Стилиану. Он всегда готов помочь, защитить, исцелить не только телесные, но и душевные недуги детей, достаточно, чтобы обращающийся к святому с молитвой сам был верным христианином.
В том случае, если у нас нет никакой особой нужды обращаться ко святому, то взглянем на его жизненный подвиг, призывающий нас самих творить дела благочестия, целомудрия, праведности, милостыни и иметь горячую веру, если мы хотим увидеть лик Господа в день Страшного Суда. Святой Стилиан побуждает на деле исполнять волю Божию, чтобы в день кончины и наши души приняли Ангелы и возвели их в вечное блаженство на небесах.


Акафист святому Стилиану
www.pravoslavie.ks.ua/rubric/prepodobnym-/article/akafist-prepodobnomu-stilianu-paflagonskomu

назад

Новости сайта
Предстоящие события
Прошедшие события
Как помочь хору

Святой Иоанн Дамаскин  Скит святой Анны, Афон

Календарь
Поздравляем!
Просим помолиться
Обратите внимание
События
Конференция, посвященная 250-летию собора
2018-04-26

 26 апреля в здании Санкт-Птеребургской Епархии, митрополичий корпус, Синий зал, состоится к ...

Деятельность хора не имеет коммерческой направленности.
Все паломнические поездки осуществляются на пожертвования.
Церковно-певческая школа во имя преподобного Иоанна Дамаскина
191025, Санкт-Петербург, собор Владимирской иконы Божей Матери
Владимирский проспект, д. 20, тел. 8 (812) 717-98-14
E-mail: kratima@mail.ru