На главную Карта сайта Письмо нам
Главная О хоре Видео Фото Аудио Издания Ноты Контакты

Владимирская икона Божией Матери

Наш храм
Св. Иоанн Дамаскин
История хора
Публикации о хоре
Страница регента
Для хористов
Для родителей
Для друзей и благотворителей
Нужды и проекты
Архив
Дипломы и грамоты
Диалоги
+ КРАТИМА +
Для хористов
Феофан Затворник. "Мысли на каждый день года"
Автор: Дата: 07.04.2013

 

Святитель Феофан Затворник 

"Мысли на каждый день"

ЯНВАРЬ

1 января

Из всех преимуществ над прочими тварями земными, какими очевидно наделен человек всезиждительною Премудростию творческою, высшее есть то, что он получил способность познавать своего Творца, поклоняться Ему и любить Его. Это преимущество есть - основание и источник всех прочих.

2 января

Неиспорченному уму и сердцу нечего доказывать, что есть Бог. Он знает это непосредственно и убежден в сем глубже, чем могут доказать все доказательства.

3 января

Немолчное свидетельство непосредственного ведения Бога есть глубокое вкорененное чувство всесторонней зависимости от Бога, следы которой можно видеть и в низших человека живых тварях.

4 января

Испытай сердце свое и найдешь, что ничто не может вполне удовлетворить и наполнить его, кроме Бога. Его и взыщи - всеми силами души твоей. Если взыщешь так, обретешь.

5 января

Пересмотри течение жизни своей со вниманием, - и осяжешь десницу Божию, мудро и благостно направлявшую сие течение. Тогда родится убеждение, что ты не чужой, а свой Богу, - и воззовешь: Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 28).

6 января

Как любовь к Богу, так и любовь к ближним суть природные расположения человеческого сердца. Их возмущают и даже закрывают собою пришлые неестественные страсти; но как только ослабнут сии последние, они снова возникают из сердца с свойственною им силой.

7 января

Забвение Бога сначала ведет к нравственным беспорядкам, а потом привлекает и большие бедствия. Не много требуется, чтоб видеть повсюдные сему опыты.

8 января

Добродетель, которая не из помышления о Боге исходит и не к угождению Ему направляется, не есть добродетель, а личина ее.

9 января

Если бы всякий исполнял свой долг как пред Богом, имея ввиду одно угождение Ему и засвидетельствование покорности воле Его, то все дела велись бы самым достойным и боголепным образом.

10 января

Не мечтай быть в живом союзе с Богом, отчуждаясь от ближних и холодным пребывя к ним. Слушай апостола, который говорит, что не любящий брата, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин. 4, 20).

11 января

Свидетель того, любишь ли ты ближних как должно, есть язык. У кого есть эта любовь, тот никогда не проронит худого о другом слове.

12 января

Худого о другом или совсем не говори, или говори при нем, а лучше ему только в лицо и  наедине. Се житейская мудрость.

13 января

Привычка делает отступление от закона баззаконным законом для отступающего от него; но совесть и при этом не перестает говорить свое.

14 января

Когда хочешь уничтожить зло в себе или в других, доберись до корней его: истреби корни сии, и зло исчезнет само собою.

15 января

Нечаянность поражает и не совсем впечатлительные души, но только истинно великое навсегда сохраняет силу влиять даже на самые крепкие головы.

16 января

Бывает, что дела текут благоприятно и без особенных усилий с нашей стороны; а в другой раз, при всех усилиях, все идет врозь. Наша осмотрительность, благоразумие и энергия тут ни при чем. - Отчего же так? Если судьба, во всех ее видах, есть глупая фраза, - то исповедуй в этом незримый для тебя перст всеуправляющего Промысла Божия.

17 января

Как тень дает знать о предмете, от которого падает, так вся совокупность дел, слов и сделок взаимообщения живописует существенный характер человека. В одном и другом можно еще надеть личину; но выдержать ее во всем и всегда, не переделавши себя искренно, нет возможности. свое природное непременно скажется и личина спадет.

18 января

Каким стыдом загоралось бы лицо наше по поводу самых прекрасных и похвальных дел наших, если бы гласность могла раскрыть все сокровенные пружины сердца нашего, придававшие нам энергию к совершению таких дел! Раскрыть это пред лицом самого деятеля надо бы совести; но глас похвал не дает слышать ее предъявлений.

19 января

Сочувствием и одобрением вступаем мы в часть дел других людей и таким образом без труда богатимся добром и увеличиваем бремя своего зла. Желающий избежать последнего может успеть в этом только исправлением своего сердца.

20 января

Хвалящий похвальное в другом тому придает энергию, а себе заслуживает честь человека, обладающего здравым вкусом в рассуждении добра и зла.

21 января

Бьющий на эффектность в словах и делах никогда не даст слова мощного и добра прочного.

22 января

Несчастия - настоящий экзамен человеку. Они задают вопросы: несчастный отвечает на них состоянием своего духа; невидимая рука пишет баллы, обозначающие, насколько научился человек жить опытами жизни и какой вообще уровень его нравственно-религиозной силы.

 23 января

Несчастия других невольно вызывают сострадание; хоть сильный эгоизм погашает его, но  собственные несчастия снова воскрешают.

24 января

Выдерживать себя как должно в больших несчастиях так же велико, как и делать великие дела.

25 января

Память о том, что в мире все течет и ни на чем нельзя остановиться с твердою надеждою, вселяет не отчаяние, а благоразумное настроение - ни к чему не привязываться и в счастии поминутно ждать несчастия.

26 января

Дивное для Ангелов и человеков зрелище - мужественно и благородно борющийся с несчастиями богобоязненный праведник! И самое верное приготовление к спокойному перенесению несчастий есть жизнь добродетельная и богобоязненная.

27 января

Одинаково велик и тот, кто в счастии не увлекается счастием, и тот, кто в несчастии не падает духом. Но самая верная проба величия духа состоит в том, когда кто благодушно переходит из самого большого счастия в самое большое несчастие.

ИЮЛЬ

31 июля

Здравый смысл есть вместе с тем и практичный. Он не гонится за высокими взглядами, а спешит поточнее понять вещи с этой стороны, с которой они более приложимы к нам и нашему состоянию.

30 июля

Все, что говорится и пишется и что наговорено и написано есть для здравого смысла сокровищница, из которой он берет, однако ж, только то, что с ним сообразно.

29 июля

Есть люди, которые никогда даже не видали книг, но которые своим здравым смыслом о всех малых и великих вещах дают суждения более верные и основательные, чем иные доктора, поседевшие над изучением книжной мудрости.

28 июля

Когда умный человек хочет что-либо сказать, то сперва подумает и размыслит сам в себе и потом уже говорит, глупый, напротив, сперва говорит, а потом уже думает, что он сказал.

27 июля

Остряк часто говорит глупости, но с человеком здравого смысла никогда этого не бывает. Здравомыслящий добряк во всяком месте и во всякое время есть приятный собеседник, а фразер - только в кругу легкомысленных.

26 июля

Для блага общества необходимо взаимное доверие и искренность. Без них нет покоя и безопасности; но во многих случаях необходимо удерживать свое суждение о вещах, и особенно о лицах.

25 июля

Не столько недостает иногда подручных средств к устроению своего счастия, сколько уменья воспользоваться ими как следует.

24 июля

Кто думает устроить себе счастие, применяясь ко вкусам других, тот никогда не вкусит счастия.

23 июля

Кто долго был несчастлив, тот в первые моменты счастия испытывает чувство сомнения, недоверия, даже страха. Думается: не обман ли это, не новые ли сети, не прикрывается ли этими цветами какая-нибудь засада?

22 июля

Кто как следует понимает счастие, возможное человеку, тот не станет его искать нигде, кроме своего дома. Кто здесь не находит его, тот уж не найдет его в ином месте.

21 июля

Истинное счастие есть враг помпы: оно вкушается в тиши, среди небольшого числа избранных друзей, живущих душа в душу. Напротив, счастие химерное любит шумность и толпу говорунов и глазеров.

20 июля

Тайна счастия- чувствовать себя хорошо, когда сосредоточиваешься в себе. Всякое неприятное обстоятельство обыкновенно заставляет человека войти в себя. Если там хорошо, то вот и успокоительное убежище от всех бед и страстей.

19 июля

Если бы люди не делали себя взаимно несчастными, то число несчастных уменьшилось бы значительно. Отчего многие бедствуют? От людской зависти, от неправды, напраслины, неподатливости, недоброхотства. Вообразите людей без страстей, - они составлили бы самое счастливое общество.

18 июля

Бывают мимолетные состояния, когда чувствуют себя счастливыми, и это не от достоинства предметов, поставляющих в такое состояние, а от случайной возбужденности чевства личного и от увлечения. Пройдет это состояние, - улетает и счастие. И двух раз от одного и того же не бывают счастливы.

17 июля

Быть счастливым много зависит от характера человека. Оттого бывает, что из двух  равно достаточных, один чувствует себя счастливым, а другой еще не начинал сознавать себя таковым.

16 июля

Слепой говорит: счастлив тот, кто видит свет Божий; но видящий никогда этого не говорит. Больной считает блаженным здорового; но выздоровевши, тот же самый больной уже не чувствует блаженства здоровья. Если это обобщить, то выйдет, что на земле, если счастие не бывает пустое слово, то только в отношении к чаемому, - и только оттого, чего не имеют и пока того не имеют. Момент обладания есть уже момент разочарования в ожидаемом счастии. Стало быть нет благ, осчастливливающих обладателя, нет положительного счастия, а есть только счастие в чаянии.

15 июля

Когда ищут счастия вне себя, тогда если и достигают чего при всех хлопотах, то только того, чтобы казаться счастливыми, а не быть.

14 июля

Нет счастия тому, кого томит жажда большего счастия, чем то, которым он обладает. Чтоб не испытывать такого несчастия, смотри лучше на множество тех, которых ты превосходишь в счастии, чем на малое число тех, которые тебя превзошли.

13 июля

Не суди о счастии человека по множеству лиц, окружающих его и льнущих к нему. Около людей с состоянием и весом собираются, как на берегах рек, - чтобы черпать.

12 июля

Стихии счастия - не одна благоприятная обстановка, подручность средств, хорошо сложившейся механизм течения дел, опытность и благоразумие, всем заправляющее; но - добрая совесть, осеняемая страхом Божиим. Эта последняя составляет душу счастия, а те - тело его.

11 июля

Человек худой нравственности, неразумный и слабосердый, не может вкушать счастия; а человек разумный, добрый и с крепким сердцем не может быть убит несчастием. Он прямо смотрит ему в глаза и, скрепя сердце, не робея, вступает с несчастиями в борьбу.

10 июля

Счастие больше, когда окружающие сорадуются; а несчастие легче, когда есть состраждущие. Как значит, нужно для нас на земле искреннее дружество!

9 июля

Здоровье, достаточность, благоразумие благоприятствуют счастию, но не составляют его. Оно все в сердце. Сердце же полно может быть только Богом.

8 июля

Если хочешь не болеть под ударами несчастия, перенесись сердцем туда, куда не достигают волны изменчивостей житейских. В это состояние поставляет богопреданная вера. Она не отстраняет несчастий, но уничтожает их жгучую горечь.

7 июля

Счастия полного нет на земле; есть  только большее или меньшее количество неприятных стеснений и неудач скорбных. Кто сумеет породить и продлить чувство счастия и среди таких случайностей, тот настоящий счастливец.

6 июля

На счастие всякий смотрит своими глазами и вкушает его по-своему. Кто что любит - наслаждение тем для него составляет счастие. Один счастлив только в уединении, другой -  только в вихре мирской суеты; тот -  в простой жизни; этот - в пышности и почете; иной - в духовной области, другой - в житейской. Только истинная вера, соединяя все лучи счастия, объединяет счасливцев.

5 июля

Редкий человек делает добро в той мысли, что этим уплачиваются проценты с добра, которым пользуется сам. А между тем, это есть самое лучшее расположение, которым должны украшаться души благотворительные.

4 июля

О человеке с умом говорят: "голова"! Другого называют: "добрая душа"; третьего рекомендуют: "человек со вкусом". Кто вмещает в себе все эти черты, тот близок к идеалу. Но много ли таких?!

3 июля

Вкус общества к литературе распложает литераторов, но, очевидно, не ручается за достоинство литературы. Он возбуждает деятелей, но не дает им дарований. Но даровитый писатель не потонет в море писак. Опять же и не все не пишущие недаровиты; надо только различать дилетантов от артистов.

2 июля

Остроумие и глубокомыслие редко сходятся в одном лице. То скользит по поверхности вещей и видит сходство в разном или противоположном, и разность или противоположность в сходном; а это входит внутрь и постигает причинные отношения, очевидные не для всякого. Там в первую роль играет воображение, а здесь - ум.

1 июля

Даровитости не всегда отвечает солидность образования. Эта последняя требует труда, а та не всегда его долюбливает. Даровитость с трудолюбием дают полезных и великих деятелей.

 

ИЮНЬ

30 июня

Красота есть, конечно, не значительный естественный дар. Она занимает место всякой рекомендации перед людьми. Рекомендуемая особа должна уже сама позаботиться о том, чтобы рекомендация не оказалась ложною. Это  сделает она стяжанием, проявлением и сохранением нравственной красоты. Сама же по себе внешняя красота - ничто. Она похожа на политуру, придающую блеск вещи, которая может быть, однако ж, сделана из очень непрочного и грубого материала.

29 июня

Красота и чистота нравственная всегда в хоре. Красота прельщает и, не давая опомниться от впечатления, сразу начинает властвовать над рассудком. Только душа загрубелая или наперед плененная высшими красотами может быть свободна от ее рокового обаяния.

28 июня

Говоруны знают свое бессилие; потому нападают только на то, чего  никто не защищает, и защищают то, на что никто не нападает.

27 июня

Парламенты - театр, говоруны - комедианты. Они рисуются пред публикой, воображая, что они-то и суть представители общественного мнения и что никто лучше их не может выразить его. Говоруны не бывают умными политиками.

26 июня

Говоруны - фантазеры, похожи на пустые сосуды, которые звучат громче, чем сосуды, наполненные чем-нибудь. Когда им нечего говорить, они говорят что попало, для того, чтоб только говорить.

25 июня

Живущие всегда суть род преходящий - посредствующая связь прошедшего с будущим. Они пожинают то, что посеяли предшественники, и сеют то, что пожнут преемники.

24 июня

Не опирайся ни на что земное. Здешние блага хрупки, как тростник. Самое наслаждение ими отравляет покой сердца и убивает радость жизни.

23 июня

Нет мира тому, кто много заботится о своем будущем: он делает себя несчастным прежде несчастия. желая закрепить за собою до конца жизни обладание предметами, в которых полагает свое счастие, и не находя непоколебимого в этом удостоверения, он чувствует, что ходит словно по трясине, готовый провалиться каждую минуту. А при этом какой покой? Неуверенный в постоянстве счастия и каждоминутно боясь несчастия, он не имеет возможности наслаждаться и настоящим счастием. Страх потерпеть потерю в будущем, как скорбь о потере уже совершившейся, одинаково болезненны и тревожны для души.

22 июня

Своекорыстный - не то же, что скупой. Тот пускается в обороты и тратиться иногда, только все в видах прибыли; а этот копит деньги и дрожит над ними. Кроме этой мании, у него не видно других пороков; но не ищите в нем и обычных даже добродетелей общежития. Он чужд любви и есть тиран и самому себе и своему семейству.

21 июня

У скупого слабое сердце и узок кругозор ума. Поставив обладание целию, он неизбежно страшится за обладаемое и, боясь пустить в оборот то, что имеет, сам себя лишает средства увеличить его, - и становится сам себе врагом, не замечая того.

20 июня

Страсть любостяжания возбуждает предприятие за предприятием, которые цепляются одно за другое, и чредованию их не видится конца. Чем усерднее спешат к этому концу, тем, кажется, он далее отбегает, как радуга.

19 июня

Скупость нередко прячется за благоразумную опасливость вверяться случайностям. Она хочет будто только укрепить под собою почву, чтоб тверже стоять на ней  против изменчивости счастия. Но эта предусмотрительность скоро переходит границы и завершается низкою маниею копить без цели, только по желанию копить.

18 июня

От расточительности к скупости можно еще перейти; но от скупости к расточительности - едва ли.

17 июня

Не будь расточителен, ибо расточительность ведет к нищете, но  не будь скуп, ибо скупость есть и при богатстве нищета.

16 июня

Иной всем своим достоянием жертвует сомнительным надеждам больших в далеком будущем выгод; а другой презирает эти большие выгоды в будущем, чтоб не упустить небольшой, но верной прибыли в настоящем. Всякий действует по своему характеру. Широкие натуры не любят тесных дорог.

15 июня

Кто не терпит до конца, тот напрасно тратит труд терпения. Минута, в которую позволяет он истощиться своему терпению, может быть, была бы минутой увенчания его терпения. И общий опыт говорит, что пред концом всегда бывают самые сильные вспышки нетерпения.

14 июня

Можно сомневаться в бытии безбожников, которые были бы глубоко и разумно убеждены в том, что нет Бога; но нельзя отвергать, что есть люди, запутавшиеся в софизмах и иллюзиях до того, что для них бытие Бога становится вопросом, которого они не умеют решить.Для таких очень спасительно добросовестное изучение всего, что уже писано за и против. Здравомыслие возмет верх. Следствием изучения будет такое убеждение: нет, без Бога нельзя быть.

13 июня

Атеизм противен природе человека. Он может утвердиться только тогда, когда человек закалится, прежде того, в противоестественных пороках и страстях. Испорченное и ожесточившееся сердце сообщает порчу и упорство уму и поддерживает их. Как только мало-помалу сердце подается на раскаяние, тотчас редеет и мрак безбожия, и в далеком на первый раз небе видится  лик Божества.

12 июня

Открытия в искусствах и науках даются всегда почти внезапно; но усовершенствование их потом требует головоломного и продолжительного труда. Все скороспелое непрочно.

11 июня

Свидетельствуй свое благородство благородством характера, свое превосходство над другими - уменьем и готовностью делать всякое добро, и свою власть - широтою благотворительности. Люди добрые, умные, руководительные - настоящая аристократия в человечестве.

10 июня

Золото есть добрый слуга и злой господин. Имей золото как слугу, а не будь ему слугою. Из всех уз  золотые - самые крепкие.

9 июня

Запрещенный плод слаще и скрытное более привлекает, чем открытое, обещая своею таинственностью нечто необыкновенное. Не отсюда ли уважение к людям, у которых душа не на ладони? Но тем, кои обладают истинными достоинствами, нечего опасаться полной открытости: достоинствам всегда почет.

8 июня

Не только простой народ прельщается видимостью, но и люди образованные не всегда свободны от этой ошибки. Проникать во внутреннее чрез внешнее не всегда удобно и не  всякому это дается.

7 июня

В час смерти, говорят, в сознании чередою проходят деяния жизни, отражая во очах и лице умирающего или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимися делам. Живущим, пока живут, хорошо приводить это почаще на память.

6 июня

Чем заблуждаться, довольно быть человеком, но чтоб упорствовать в заблуждении, надо стать ниже человека.

5 июня

Чем больше кто сам честен, тем меньше способен он других подозревать в бесчестности. Зато и испытание бесчестности его поражает сильнее других.

4 июня

Истинное величие души неподражаемо: оно есть непосредственное проявление душевного строя. Маскироваться здесь нет никакой возможности.

3 июня

Истинно добродетельный человек везде и со всеми одинаков; а держащий личину добродетельного, как только изменилась обстановка, изменяет себе, по роду окружающей среды.

2 июня

Благодарность не только великая добродетель, но она мать всех других добродетелей. Не считай никакого бесчестия большим того, как попасть в число неблагодарных.

1 июня

Свидетельство своей совести предпочитай всем речам, какие могут другие вести на твой  счет. Эти последние - как писание на воде; а то - как нарез резцом на граните.

МАЙ

31 мая

Кто ни во что ставит свою репутацию, о том можно думать, что он невысоко ценит и добродетель.

30 мая

Узнай свойства и силы свои и старайся упорядочивать их. Не берись прилаживаться к тому, что видишь пригожим в других. Ничто так нейдет к каждому лицу, как то, что определяется его природными силами и свойствами.

29 мая

Не завладевай речью во время беседы, как бы исключительно твоею собственностью; и в этом, как и во всех других вещах, надо и другим уступать часть.

28 мая

Умершие продолжают и на земле жить -  в памяти живущих, чрез добрые дела свои.

27 мая

Что нужно для того, чтоб заслужить хорошую репутацию? -  Говорить умные речи и делать добрые дела.

26 мая

Укор, сделанный невпопад, не меньше вреден, как и незаслуженная похвала. То и другое отталкивает и поселяет разлад.

25 мая

Быть и слишком скупым, и слишком щедрым на похвалы одинаково недостойно умного и честного человека. Скупость в сем обличает гордость или зависть, а излишняя щедрость отдается лестью и человекоугодием.

24 мая

В творениях мужей мудрых дивиться только слогу есть тоже, что в  целебных растениях хвалить их цвет и запах, а не врачебную силу.

23 мая

У всех есть свои недостатки, и нет никого, кто бы не желал и не мог от них избавиться; только того, кто не любит советов и указаний, надо считать неисправимым.

22 мая

Обжорство - страсть рабов; в людях же свободных оно не должно бы иметь места; но бывает и так, что тут-то ему и просторней.

21 мая

Завистник вдвойне страдает и от своих неудач, и от счастия, какое  выпадает на долю другого.

20 мая

Сердце не всегда согласуется с требованиями разума; оттого большая часть людей рассуждают разумно, а живет неразумно.

19 мая

Больше всего причиняет нам горя и неудач неуменье соразмерять свои желания и начинания со своим состоянием и своими способами.

18 мая

Скупой есть самый странный человек. Другие страстники ищут себе какого-либо наслаждения чрез удовлетворение страстей, а этот, удовлетворяя страсти, мучит себя лишениями, будто врага.

17 мая

Добродетель не терпит любителей корыстных: она сама себе награда. И потому надобно приступать к ней в одежед простой, без складок (без задних мыслей), чтоб ей понравиться.

16 мая

В человеке с большими средствами надо смотреть не на то, что он наделал, а на то, что он мог сделать и не сделал.

15 мая

Счастливейшая черта характера - находить удовольствие в занятиях, тудах и работах. С своей стороны надо к сему прибавить только умение доставлять себе занятия и так вести их, чтоб они не надоедали.

14 мая

Тем больше счастия, тем больше связей и рабства: ибо связи вяжут и не дают свободно жить.

13 мая

Чем больше живем, тем больше обтираемся друг о друга. Кто пережил много трудных случайностей, о том говорят: тертый калач.

12 мая

Гнев есть исчадие гордости; отсюда личина благородства, которою он принимает всегда, - тогда как на самом деле эта страсть унизительна не менее других.

11 мая

Не вверяй никогда своего счастия в руки другого, не уверившись в нем, как в себе, иначе всю жизнь будешь дрожать как кленов лист.

10 мая

Истинная дружба та, с которою умирают и из-за которой всегда бывают готовы умереть.

9 мая

Благонастроенная душа сильнее всяких превратностей внешней участи. Что беды тяготят - это не от их тяжести, а от внутреннего бессилия. Для крепкой нравственно души всякая беда как горох к стене, как бы она велика ни была.

8 мая

Лучшее вречество против обид - забывать их.

7 мая

Худо всему верить, но равно худо и ничему не верить.

6 мая

Маленькие печали говорливы, а большие скорби связывают уста молчанием.

5 мая

Оружием слова ничего не сделаешь со злодеями: выходи на них с луком и стрелами, как на диких зверей.

4 мая

Самая высокая власть есть власть над своими страстями. Больше чести править собою, чем править другими, и больше славы исполнять законы, чем налагать их.

3 мая

Никогда не лги даже в шутку, чтоб не приобресть навыка к тому и не потерять у всех доверия, без которого как жить среди людей?

2 мая

Дай человеку власть - и узнаешь, что он такое. Если сокровище сердца его благо, он изнесет доброе, а если зло - злое (Лк. 6, 45).

1 мая

Не разглашай о своих планах, чтобы, когда они не удадутся, не стать тебе посмешищем для всех.

 

 

АПРЕЛЬ

30 апреля

Дела благотворения суть неисчерпаемый источник отрадного благонастроения духа, которое распространяется и на все другие дела и занятия и составляет радость жизни.

29 апреля

Предотвращать неприятности - знак благоразумия, а переносить их без смущения и роптания - знак крепкого и мужественного сердца, воодушевленного упованием.

28 апреля

Возвращай чужое добро с такою же верностию, с каким доверием оно тебе вверено. Оскорбление доверия - нож в сердце.

27 апреля

Когда говоришь о недруге, держи в уме, что, может быть, скоро станешь ему другом, - чтоб потом не краснеть пред ним.

26 апреля

Утехи минутны, а добродетель вечна. Разумный выбор нетруден.

25 апреля

Опасайся, пустившись в многословие, выпустить какой-либо секрет. После уж едва ли кто вверит тебе что-либо.

24 апреля

Блюди нерушимо данное слово, кому бы ты ни дал его и какому бы искушению ни подлежал ты по этому случаю. Тут истинная оценка всего твоего нравственного характера.

23 апреля

Принимай другого радушнее, когда он подвергся несчастию, нежели как ты делал это, когда ему благоприятствовало счастие.

22 апреля

В свете ничего нет обычнее недалекости, прикрываемой краснобайством. Несмотря на то, краснобай в большом ходу. Это однако ж не может служить верною меркою умственного уровня общества.

21 апреля

Когда за что-либо хвалят тебя другие, ты в это время смотри не на то, что в деле твоем оказывается исправным, а на то, с какой стороны оно не вполне исправно; ибо у нас не бывает дел вполне совершенных. И не дашь хода гордости и тщеславию.

20 апреля

Люби больше слушать, чем говорить. То собирает, а это расточает внутренние сокровища. Но когда внутреннее твое будет переполнено ими, тогда износи смело оттуда старое и новое.

19 апреля

Выходя из дома, обдумай, что предлежит тебе сделать; и входя в него, соображай, что ты наделал; и будешь незаметно богатиться уроками жизни.

18 апреля

Не смейся над другим, когда он подвергается позору; но паче помоги ему перенесть эту невзгоду и возьми урок опасливо направлять шаги свои, чтоб не оступиться подобно ему.

17 апреля

Помочь другому в беде надо спешить скорее, чем поздравить его в счастии. Здесь дело жизни уже кончено, а там оно тебя ждет.

16 апреля

Программа начальствующих всех родов: растворяй строгость власти кротостию, старайся любовию заслужить любовь и бойся быть страшилищем для других.

15 апреля

Не смерть страшна, а то, что бывает по смерти. Смерть - то же, что переход из одной комнаты в другую. Но страшно бывает приступить к двери, когда знаешь, что за нею встретит тебя неумытный суд.

14 апреля

Ты худо говоришь о других; готовься же терпеть, когда сам окажешься предметом злых речей, которые разнесут при тебе другие.

13 апреля

Лучше понести потерю, чем бесчестно получить прибыль. Потерю можно поправить, а пятно бесчестия останется на тебе неизгладимым.

12 апреля

Ничего нет труднее, как узнать самого себя. Самолюбие прикрывает наши недостатки и непомерно возвышает добрые стороны, хотя они большею частью только кажутся такими, а не суть.

11 апреля

Истинно благородный человек никогда не выпускает из памяти благодеяний, какие получает от других; но легко забывает те, какие делает сам.

10 апреля

Стань господином над собою, и это сделает тебя господином над другими, в том кругу, в коем судил Господь жить тебе, хотя бы ты не искал того.

9  апреля

Не позволяй себе желать чего-либо, прежде чем удостоверишься в нужде, пользе и пригодности того именно тебе. Наибольшая часть неприятностей, неудач, потерь и нестроений в жизни происходит от неисполнения этого небольшого правильца.

8 апреля

Добрая совесть одна выше всякого страха суда, и без смущения смотрит в очи самых настойчивых обвинителей неправых. Ей и смерть не страшна.

7 апреля

Лучше быть судьею между врагами, чем между друзьями, потому что в первом случае можешь приобрести себе друга, а во втором потерять.

6 апреля

Животолюбие и жажда счастия суть наши губители при неверном о них понятии; но они же извлекают нас из всякой бездны пагубы, когда просветится ум верным о них познанием и сердце возлюбит их в сем их виде.

5 апреля

Не собирай других сокровищ, кроме мудрости, добродетели и благочестия. Это - единственное благо, которого не отнимает никакая перемена счастия.

4 апреля

Доброта человека безблагодатного - как паутина: малые искушения сдерживает, а под большими рвется.

3 апреля

Полагаться надо больше на истинный характер человека, чем на его слова. Слова - текучая вода, а характер - неподвижное русло.

2 апреля

Пока ты жив, ищи всегда чему-нибудь научиться. В школе жизни ни о ком верно нельзя говорить: кончил курс. В ней всякий до конца своего бывает школьником.

1 апреля

Не произноси решительного суждения о человеке прежде последнего часа его. Если наконец уже здесь воздохнет он к Богу от души, помилует его человеколюбие Божие.

МАРТ

31 марта

Удерживай язык твой от зла (Пс. 33, 14). Кто сумел сделаться господином языка, тот преградил доступ к себе множеству зол, - и внешних, паче же внутренних.

30 марта

Благобытие тела состоит в здоровье, а благобытие души - в должном отношении к Богу и ближним. В совершенстве является сие благо только в христианах истинных.

29 марта

Не делай того, что осуждаешь в других; подражай же им только в том, что хвалят в них и другие.

28 марта

Неудержимая страсть говорить и говорить лишает говоруна всякого доверия. Неосмотрительно поверять такому какую-либо тайну, как вливать воду в дырявый сосуд.

27 марта

Кто мучит тело, самоугодливо предаваясь плотским страстям, тому оно отплатит под старость болезнями преимущественно в тех частях, коими кто работал греху.

26 марта

Есть законы правды Божией, проходящие по всем тварям. Нарушающий их непременно несет наказание соответственное - или тотчас, или впоследствии.

25 марта

Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлет. Это повсюдный урок опыта.

24 марта

Кто себя одного поставляет целию жизни, тот не может питать должного уважения и внимания к другим, не исключая и породивших его на свет.

23 марта

Самолюбие держит нас в постоянном самопрельщении: будто все в нас хорошо, будто все, что ни скажем и ни сделаем, умно и похвально, будто как мы себя высоко ценим, так ценят нас и другие, будто все заняты нами, как мы собою, будто стоит нам взяться за дело - и все пойдет исправно. Это, конечно, придает уверенности в себе и смелости на предприятие, но не всегда ручается за нравственную чистоту, благоразумие, успех, пользу.

22 марта

В естественном человеке самолюбие прежде всего пробуждается в душе и после всего  умирает. Таким образом самолюбие проходит сквозь всю жизнь, всюду липнет и все добрые качества портит, как вредный паразит. Поэтому-то Спаситель первым шагом к следованию за собою поставил самоотвержение.

21 марта

Эгоист любит только себя, а всех других или все другое - только ради себя. Он сам себе идол, и в существе есть идолопоклонник. Дайте ему средства, и он непременно будет тираном всех окружающих его.

20 марта

Отцовская любовь не уступает, может быть в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери - согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели - хорошего воспитания детей.

19 марта

Любовь материнская есть не образ только, но самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без нее немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженица и Бога, и людей.

18 марта

Любовь к родителям есть первый вид любви, образующейся в сердце; после нее потом возникает благоговейная любовь к Богу и братская любовь ко всем людям.

17 марта

Любовь к Богу вон изгоняет страх рабский, но оживляет страх сыновний; ибо чем больше любят, тем более боятся оскорбить любимого, потерять его расположение и быть отвергнутым.

16 марта

Истинная любовь к Богу, развившись и укрепившись в сердце, образует в нем вкус, который верно определяет правые и неправые любления, и к первым располагает, а от вторых отвращяет.

15 марта

Любовные интриги могут приносить пользу только театру, а не жизни, которую они всегда истощают и губят.

14 марта

В любви этой ничего нет преступного, но только тогда, когда она избирает законные пути и неуклонно держится их с благоразумием и терпением.

13 марта

Взаимное расположение у мужчин и женщин не умирает; но оно лежит в естестве нашем, и только развившись, дает испытывать всю силу свою.

12 марта

Не поддавайся порывам любви: эта разрушительнее всех других страстей.  Она совмещает очаровательность сирены и неистовство фурии.

11 марта

Любовь-основа семейного счастия, - бывает болезнию душевною, когда не умеряется и не управляется здравым разумом. Такая всегда почти и конец имеет несчастный.

10 марта

Ложные друзья навязываются богатым, как огонь внедряется в сгораемое вещество. Огонь горит, пока есть чему гореть, и те остаются друзьями, пока есть богатство.

9 марта

Иное лицо возбуждает общее удивление к себе, но ни одного не располагает быть ему другом.

8 марта

Бывает иногда, что противоположности характеров соединяют крепче, нежели сходство нравов.

7  марта

Ничто так не подслащает жизни, как дружба истинная, и ничто так не отравляет ее, как друзья, нахватанные без разбору.

6 марта

Сожительство и взаимообщение основано на нуждах и необходимости взаимной помощи. Таким образом, мы все - вынужденные приятели, и приятельство наше есть ни что иное, как мена взаимных услуг, - своего рода торг. Человек, мало в чем нуждающийся, оказывает содействие другим ради доброго имени, - это тоже своего рода интерес. Но когда в этот круг сожительства входит дух Христов, то дела остаются те же, но внутренний смысл их бывает другой. Тогда взаим дают, ничемсоже чающе, и все, что ни творят, во славу Божию творят. (Лк.6, 35 и 1 Кор.10,31)

5 марта

Взаимная любовь прочно держится на взаимном уважении. Умаление или потеря уважения ослабляет или погашает любовь. Без истинных достоинств, стало быть, невозможна и истинная любовь.

4 марта

В беде осмотрись кругом и увидишь, что все прекрасно рассуждают о способах поправить дело, сделать же шаг к содействию никто почти не решается, хоть нельзя предполагать, чтоб у всех сердце было каменное. Есть у всех "кто-то", налагающий запрет на добрые начинания (самолюбие).

3 марта

Можно со всеми жить в ладу, со многими в приятельских отношениях, а в настоящей дружбе, по которой в двух - одна душа, только с одним, много с двумя.

2 марта

Друг верный, искренний, прямой - неоцененное сокровище; друг же притворный, льстивый, скрытный, свои только выгоды высматривающий - всегда готовая беда.

1 марта

Когда друг ваш уклоняется от прямого пути, - поспешите убедить его возвратиться на путь правый с искреннею, неотступною и настойчивою принудительностью. Но если он упорно будет стремиться к своей погибели, - удержитесь броситься за ним. Оставайтесь на берегу, чтобы в случае, если тот опомнится и потребует помощи, было к  кому протянуть свою руку.

АВГУСТ

31 августа

Жизнь не имела бы никакой цены, если бы не было бессмертия, а при этом, несмотря на ее краткость, значение ее неизмеримо, как вечность.

30 августа

Ничто временное не достойно полной любви и привязанности разумного создания. Временному и часть временная.

29 августа

Жизнь течет, как быстрый  поток, и не возвращается; между тем, почти заняты суетою и химерами, не помышляя запасаться тем существенным добром, которое послужило бы поддержкою и содержанием за близкими, может быть пределами жизни. После спохватимся, но уже будет поздно.

28 августа

Как бы велико и как бы громко ни было счастие, нельзя сказать, чтобы верно рассчитал тот, кто покупает его пороком и злодеянием.

27 августа

Между убеждениями, держащими в чине нравственный наш строй, первое место занимает убеждение, что богоугодная добродетель выше всякого земного счастия.

26 августа

Умоляя Бога о прощении соделанных нами прегрешений, надо благодарить Его за несодеяние многих, ибо если это не случилось, то потому только, что Бог не допустил по благости Своей, а не потому, чтоб у нас самих было достаточно к тому нравственной силы и благорасположения.

25 августа

Прямой смысл Божественного откровения указывает Святая Церковь Православная, определениям которой должно покоряться беспрекословно. Божественному Провидению, промышляющему о всем нужном для тварей, угодно было учредить на земле это непогрешимое училище истины для людей, чтоб они наивернейшим образом могли знать волю Божию о том, как веровать и благоугождать Богу.

24 августа

О Боге,  также и о всех тварях мудрствовать иначе не должно, как по прямому смыслу Божественного откровения, которое сообщает нам Божии помышления и хотения. В этом единственное средство избежать заблуждения.

23 августа

Самое верное и достойное Бога слово есть то, что Он неизреченен и непостижим. Молчаливое изумление пред Его величием и непостижимостью есть самое достойное Ему поклонение.

22 августа

Счастлив, кто без стыда и угрызения совести может озираться на прошедшую жизнь свою, не видя там ни дел страстных, ни неправд, ни благоразумия. - Где же найти утешения тому, кто видит там все такое? Нигде не найдешь его, как в истинном христианстве. Оно только дает способ все то загладить и освятить несвятую жизнь.

21 августа

Опытность, предусмотрительность и точное обсуждение настоящих обстоятельств определяют образ действования, которого должно держаться. Он всегда есть вывод из сличения настоящего с прошедшим и будущим. Председательствовать должен при этом определении здравый практический смысл; страсть же падает только на настоящее.

20 августа

В душе сам собою строится план, по которому следует нам действовать в кругу наших соприкосновенностей с вещами и лицами. И следовало бы делам нашим течь хорошо, если б не кривили наших отношений неточные понятия и страсти.

19 августа

Вещи резкие поражают на первый раз; но потом сходят в ряд обыкновенных и даже забываются, коль скоро не имеют особенного к нам отношения. Память отвлеченная слаба; напоминание фактическое сообщает ей неотразимость. То же и в отношении к людям.

18 августа

Удельная цена вещей не совпадает с личною каждого их оценкою. В последней главное - польза, какую они нам доставляют  или могут доставить; в первой  - место их в цепи вещей. Там не нужно большое знание, а здесь требуется его много.  Не так ли следует оценивать нам и людей?

17 августа

Случайные расстройства в ходе дел можно поправить; но бороться с теми, которые определяются самым существом их, - напрасный труд.

16 августа

Вещи бывают приятны или неприятны по тому взгляду, какой кто на них имеет. Во всем есть добрая и худая сторона. Один и в худом видит хорошее, а другой и в хорошем худое. Оттого один всем доволен, а другой ничем не доволен.

15 августа

Способного на великие дела можно угадывать по тому вниманию, какое он оказывает к делам невеликим.

14 августа

Дела великие одних воодушевляют, а других обескураживают. В этом состоит мера нравственных сил.

13 августа

Благодетельная любовь освящает и возвышает самые обыкновенные действия; гордость же отнимает цену у самых великих деяний.

12 августа

Лучший образ благотворения - не подслащать бедность, а извлечь из ее когтей. Поставить бедного на ноги, чтоб он более не бедствовал, есть акт истинного подражания попечительному о нас промыслу Божию.

11 августа

Если бы всякий делал для других столько добра, сколько может, без стеснения себя, то на свете не было бы несчастных.

10 августа

Любовь сердечная не требует правил; но пока она зародится, желай другом того, чего себе желаешь, и бойся за них того, чего за себя боишься, сопровождая то и другое потребным содействием, - и будешь истинный любитель своих ближних.

9 августа

Кто затыкает уши от вопля несчастных, тот, может случиться, и сам завопит, но не будет услышан. Есть ходящая среди людей правда Божия, которой приговоры негласны, но действительны.

8 августа

Не говори требующему помощи: приди завтра; сделай для него сейчас что можешь. И просить себя долго не заставляй: это похоже на торг.

7 августа

Все люди пьют из чаши нужд, бед и скорбей. Все также заняты придумыванием средств против них. Но ты оставь другим строить всеобъемлющие теории и писать общие правила; сам же спеши всегда помочь, как можешь, тому одному нуждающемуся, какого встречаешь.

6 августа

Помогать бедным, облегчать участь несчастных, утешать скорбящих, посещать больных и темничных - вот истинные черты богоподобия, ради которых обетовано вечноблаженное богообщение.

5 августа

Над всем смеяться так же неразумно, как и из-за всего тревожиться. Но и камнем быть, что бы там ни случилось, неестественно.

4 августа

С характерами рождаются; а иные характеры вырабатываются течением жизни. Последние, если окажется нужным, может изменить благоразумие; первые же изменяет одно лишь благодатное перерождение.

3 августа

Надо быть настолько добрым, чтоб не позволять расположаться и злу. Полное ко всему снисхождение еще не означает настоящей доброты.

2 августа

Истинная любовь - редкое явление. Большею частию, место ее занимают человекоугодие и слабосердечие.

1 августа

Истинная доброта не чуждается, где должно, строгого слова; но она в устах ее никогда не имеет горечи обличения и укора.
 

 

ФЕВРАЛЬ

28 февраля

Когда кто набивается на дружбу  и приятельство с тобою, - разведай, каков он был в прежних дружбах, ибо нельзя думать, чтоб он иначе поступил и в отношении к тебе.

27 февраля

Дружба истинная не заключается по контракту: она устрояется сама собою. Только притворная дружба сочиняется по произволу.

26 февраля

Когда про кого говорят худые речи, заткни уши. Чрез это вливается в душу яд, разлагающий любительное взаимообщение - первое условие мирного с людьми жития.

25 февраля

Хочешь жить в мире со всеми - не будь настолько уверен в их расположении к тебе, чтобы позволить себе действовать в отношении к ним спустя рукава.

24 февраля

Без взаимного снисхождения нельзя быть ладу между людьми: только один Бог без греха.

23 февраля

Найдя друга, держи его. Это не такая вещь, которую можно купить во всякое время и на всяком месте.

22 февраля

Общечеловеческое сознание удостоверяет, что душа - душа, а тело - тело. Когда умирает тело, говорят: душа вышла, а не умерла. Так, все верят в бессмертие; и философам не следовало бы отступать в этом от общей массы, чтоб не оказываться выкидышами.

21 февраля

В участи людей много неровностей поразительных. Смутившееся сердце может найти успокоение относительно этого только в твердой вере, что будет другая жизнь, где праведный Бог всякому воздаст свое. Там получит с избытком тот, кто кажется здесь обделенным.

20 февраля

Рецидивы чаще и общее в душевных, чем в телесных болезнях. Тут всегда почти думать можно, что выздоровел, тогда как болезнь только на минуту притихла - и тотчас готова снова восстать  еще с большей силою.

19 февраля

Душа полна зародышами всякого рода болезней, или страстей. Лишь подует из окружающей обстановки ветер благоприятный какой-либо страсти, - она тотчас раскрывается с силою, и - душа больна.

18 февраля

Чтоб стать повыше, нужны труд и борьба; чтоб удержаться - тоже. И нет такому ни покоя, ни свободы, - и натурально: кто лезет на гору, тот бывает в большом напряжении и внимательно смотрит кругом, чтоб не оступиться и не полететь стремглав.

17 февраля

Честолюбец думает: еще одну ступеньку, - и довольно, но лишь достиг ее, как уже заносит ногу еще повыше.

16 февраля

Честолюбие все лезет вверх, и с такою настойчивостью, что попадись на дороге родной отец - не уступит. В эгоистическом человеке с честолюбием в связи властолюбие и деспотизм, а в симпатическом - тщеславие и человекоугодие.

15 февраля

Любезный и превлекательный характер тем более располагает к себе, чем менее обнаруживает самоуверенности. Застенчивость в таком умаляет, может быть, широту влияния, но не силу его.

14 февраля

Если стать считать возрасты не годами, а опытностью в жизни, то, пожалуй, все подряд окажутся малолетками. Но то несомненно, что много встречается превращений - старых в молодых и молодых в старых.

13 февраля

Кто скорит о своих проступках, не думая исправиться, у того эта скорбь не по Богу, а из гордости и тщеславия.

12 февраля

Легкая печаль умягчает душу, а скорбь сильная делает ее жесткою. Но это последнее только при потере всякого упования на Бога.

11 февраля

Нет ничего тяжелее, как в скорби не иметь смелости или позволения поделиться ею с тем, от кого чаешь облегчения и утешения. Но Бог всегда и для всех доступен, и никому не запрещен вход к Нему. К нему и приступай всегда с дерзновением.

10 февраля

Много скорбей и печалей испытываем мы в жизни. но если разобрать их строго, окажется, что они все почти имеют источником своим оскорбленное самолюбие, удары тщеславию и нашим интересам.

9 февраля

Чувствами командовать нельзя; где это делают, там распложают лицемеров.

8 февраля

Хороша вежливость, но и она неприятна, когда кто пересаливает. Во всем - мера.

7 февраля

Желание во всем выказывать особенности и выступать из общего ряда делает смешным оригиналом. Кто ищет больше "быть", чем казаться, тот не вступает в эту ошибку. Оригиналы рождаются, а не выдумывают свою роль: у таких все оригинально и все естественно.

6 февраля

У англичан, говорят, есть пословица: всякий сам о себе, а Бог обо всех. Русская пословица гласит напротив: друг о друге, а Бог обо всех. Благотворение и благочестие низводят благословение Божие на житейские и гражданские дела.

5 февраля

Благоприятный случай, в делах житейских и богоугодных, посылает Бог течением событий. Не упускай, пройдет - не воротится, как протекшая вода, а от него нередко зависит путь всей жизни.

4 февраля

Разумная тварь ничего разумнее сделать не может, как всесовершенно предаться Промыслу Божию, премудро, благостно и праведно все устрояющему, - предаться безвозвратно, на жизнь и смерть, на время и вечность.

3 февраля

Единая всемогущая воля Божия есть причина всех вещей. Рече и быша (Пс.32,9), - восхотел Бог, и все произошло. Но как начало все быть волею Божиею, так и продолжает жить и быть, будучи носимо вседержительною силою Бога и оживляемо всеоживляющим Духом Его.

2 февраля

Мир есть храм Божий, в котором на каждой частичке начертано достопоклоняемое имя Божие. Научись читать - и читай. И никогда не забудешь о Боге и не испытаешь пагубных последствий от забвения Бога.

1 февраля

Бог вдунул в человека дух, и в нем дал ему ведение о Себе (Быт. 2,7). Пред очами же его разогнул книгу природы, для уяснения и подтверждения того, что

назад

Новости сайта
Предстоящие события
Прошедшие события
Как помочь хору

Святой Иоанн Дамаскин  Скит святой Анны, Афон

Календарь
Поздравляем!
Просим помолиться
Обратите внимание
События
Конференция, посвященная 250-летию собора
2018-04-26

 26 апреля в здании Санкт-Птеребургской Епархии, митрополичий корпус, Синий зал, состоится к ...

Деятельность хора не имеет коммерческой направленности.
Все паломнические поездки осуществляются на пожертвования.
Церковно-певческая школа во имя преподобного Иоанна Дамаскина
191025, Санкт-Петербург, собор Владимирской иконы Божей Матери
Владимирский проспект, д. 20, тел. 8 (812) 717-98-14
E-mail: kratima@mail.ru