На главную Карта сайта Письмо нам
Главная О хоре Видео Фото Аудио Издания Ноты Контакты

Владимирская икона Божией Матери

Наш храм
Св. Иоанн Дамаскин
История хора
Публикации о хоре
Страница регента
Для хористов
Для родителей
Для друзей и благотворителей
Нужды и проекты
Архив
Дипломы и грамоты
Диалоги
+ КРАТИМА +
Публикации о хоре
"ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ И НАШИ ДЕТИ"
Автор: Ирина Болдышева Дата: 02.11.2000

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ И НАШИ ДЕТИ
Ирина Болдышева, регент юношеского хора им. преп. Иоанна Дамаскина
Размышления о благодатной силе церковного пения
 



    4/17декабря празднуется память Иоанна Дамаскина, Небесного покровителя церковных певчих. Поздравляем хор с Днем Ангела и желаем успехов в его высоком делании.

    Господь не сказал: «Приводите детей ко Мне», но: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им» (Лк.,18,16). Таинственно и неизреченно Господь Сам привлекает к Себе сердца. Наше дело - не помешать, не утаить, не заслонить от них Евангелие ложными ценностями.

    Даже самые талантливые и образованные учителя нашего времени едва ли могут дать нашим детям больше, чем наши благочестивые предки. Величайшая задача, которая стоит сегодня перед нами - это соединить две ускользающие нити. Одна - это души наших детей. Охотников за каждой душой, пришедшей в мир - легионы, и уже даже не всегда в овечьей шкуре. Вторая нить - это духовное бытие наших православных предков. К сожалению, мы нередко бываем равнодушными попирателями завещанного нам духовного богатства. И растут наши дети, как будто это не их предки создали «Троицу» Рублева, Софийский собор в Новгороде и сокровища знаменного распева.
    Каким же образом занятия церковным пением могут помочь в этом?
    Они открывают две исключительные возможности перед педагогом. Одна из них заключается собственно в пении, другая - в естественно возникающих для отдыха перерывах. Пение молитв действует на душу ребенка благодатно, давая ей отдохновение от суетной искусственности окружающего мира и делая ее отзывчивой на всякую правду. Дети, даже малые, в такие минуты способны очень глубоко воспринять ваше слово. Но ребенку обязательно нужно показать, в чем красота того, что мы пытаемся донести. Дети воспринимают мир целостно и постигают его тайны через красоту. Поэтому, когда происходит встреча ребенка с Евангелием - самое главное донести до него ту радость, ту величайшую радость, которая стоит за Евангельским Откровением.
    На уроках церковного пения мы имеем дело с богослужебным текстом и началом музыкальным. Богослужебное слово, слово молитвы, само воспитывает наших детей, надо только помочь им приникнуть к смыслу.
    Что касается собственно музыкальной стороны - наша отторгнутость от духовного наследия Древней Руси отразилась на ней особенно сильно.
    Отрыв нашей певческой традиции от исконных корней начался более трехсот лет назад. Это с неизбежностью привело к его обеднению, перерождению и вытеснению музыкой светской.
    Практический опыт пения с детьми "по крюкам" наводит на мысль, что генетическая память действительно существует, и у детей она менее засорена. То, что многие века наши предки пели этим распевом,  несомненно, помогает сегодняшним детям чутко воспринимать его красоту. Даже исполнение знаменного распева по нотным переложениям вызывает в них живой и радостный отклик.

    Человек, согласно учению многих святых отцов, трехсоставен: дух, душа, тело. Музыка - поскольку это язык - обращается преимущественно либо к духовной, либо к душевной, либо к телесной сущности человека. Условно говоря, каноническое богослужебное пение обращено к духу, классическая музыка преимущественно сродни душевному, а, начиная с джаза, язык "легкой музыки" все более направлен на развязывание телесного.

    Когда мы оставили свое древнее богослужебное пение, и вместе с пятилинейной нотацией в наши храмы проникли мелодии внебогослужебного происхождения - чисто душевные, сентиментальные, и даже оперные - в триединство слова, распева и образа вкрался разлад. Богослужебное слово церковнославянского языка сохранилось в своей духовности, а музыкальное и, одновременно, изобразительное искусство захватила душевно-эмоциональная стихия. Слово, музыка и образ заговорили на разных языках. Потеря внутреннего единства расстроила воздействие целого. Музыка вышла из подчинения слову, все больше отвлекая от него внимание и переводя на себя. Растущий разлад между языками музыки и слова - не безобиден. Воспринимаемый подсознательно, он способен оборачиваться смешением и подменой понятий во внутренней жизни человека.

    Однажды Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, старец Кирилл (Павлов), на вопрос: «Неужели Святая Русь действительно угасает?» - ответил: «Если мы упустим сейчас два - три поколения детей - то да...»


//

назад

Новости сайта
Предстоящие события
Прошедшие события
Как помочь хору
Собор иконы Божией Матери Владимирской
Календарь
Поздравляем!
Просим помолиться
Обратите внимание
События
Конференция, посвященная 250-летию собора
2018-04-26

 26 апреля в здании Санкт-Птеребургской Епархии, митрополичий корпус, Синий зал, состоится к ...

Деятельность хора не имеет коммерческой направленности.
Все паломнические поездки осуществляются на пожертвования.
Церковно-певческая школа во имя преподобного Иоанна Дамаскина
191025, Санкт-Петербург, собор Владимирской иконы Божей Матери
Владимирский проспект, д. 20, тел. 8 (812) 717-98-14
E-mail: kratima@mail.ru