На главную Карта сайта Письмо нам
Главная О хоре Видео Фото Аудио Издания Ноты Контакты

Владимирская икона Божией Матери

Наш храм
Св. Иоанн Дамаскин
История хора
Публикации о хоре
Страница регента
Для хористов
Для родителей
Для друзей и благотворителей
Нужды и проекты
Архив
Дипломы и грамоты
Диалоги
+ КРАТИМА +
Публикации о хоре
"ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ И НАШИ ДЕТИ"
Автор: Ирина Болдышева Дата: 02.11.2000

ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ И НАШИ ДЕТИ
Ирина Болдышева, регент юношеского хора им. преп. Иоанна Дамаскина
Размышления о благодатной силе церковного пения
 



    4/17декабря празднуется память Иоанна Дамаскина, Небесного покровителя церковных певчих. Поздравляем хор с Днем Ангела и желаем успехов в его высоком делании.

    Господь не сказал: «Приводите детей ко Мне», но: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им» (Лк.,18,16). Таинственно и неизреченно Господь Сам привлекает к Себе сердца. Наше дело - не помешать, не утаить, не заслонить от них Евангелие ложными ценностями.

    Даже самые талантливые и образованные учителя нашего времени едва ли могут дать нашим детям больше, чем наши благочестивые предки. Величайшая задача, которая стоит сегодня перед нами - это соединить две ускользающие нити. Одна - это души наших детей. Охотников за каждой душой, пришедшей в мир - легионы, и уже даже не всегда в овечьей шкуре. Вторая нить - это духовное бытие наших православных предков. К сожалению, мы нередко бываем равнодушными попирателями завещанного нам духовного богатства. И растут наши дети, как будто это не их предки создали «Троицу» Рублева, Софийский собор в Новгороде и сокровища знаменного распева.
    Каким же образом занятия церковным пением могут помочь в этом?
    Они открывают две исключительные возможности перед педагогом. Одна из них заключается собственно в пении, другая - в естественно возникающих для отдыха перерывах. Пение молитв действует на душу ребенка благодатно, давая ей отдохновение от суетной искусственности окружающего мира и делая ее отзывчивой на всякую правду. Дети, даже малые, в такие минуты способны очень глубоко воспринять ваше слово. Но ребенку обязательно нужно показать, в чем красота того, что мы пытаемся донести. Дети воспринимают мир целостно и постигают его тайны через красоту. Поэтому, когда происходит встреча ребенка с Евангелием - самое главное донести до него ту радость, ту величайшую радость, которая стоит за Евангельским Откровением.
    На уроках церковного пения мы имеем дело с богослужебным текстом и началом музыкальным. Богослужебное слово, слово молитвы, само воспитывает наших детей, надо только помочь им приникнуть к смыслу.
    Что касается собственно музыкальной стороны - наша отторгнутость от духовного наследия Древней Руси отразилась на ней особенно сильно.
    Отрыв нашей певческой традиции от исконных корней начался более трехсот лет назад. Это с неизбежностью привело к его обеднению, перерождению и вытеснению музыкой светской.
    Практический опыт пения с детьми "по крюкам" наводит на мысль, что генетическая память действительно существует, и у детей она менее засорена. То, что многие века наши предки пели этим распевом,  несомненно, помогает сегодняшним детям чутко воспринимать его красоту. Даже исполнение знаменного распева по нотным переложениям вызывает в них живой и радостный отклик.

    Человек, согласно учению многих святых отцов, трехсоставен: дух, душа, тело. Музыка - поскольку это язык - обращается преимущественно либо к духовной, либо к душевной, либо к телесной сущности человека. Условно говоря, каноническое богослужебное пение обращено к духу, классическая музыка преимущественно сродни душевному, а, начиная с джаза, язык "легкой музыки" все более направлен на развязывание телесного.

    Когда мы оставили свое древнее богослужебное пение, и вместе с пятилинейной нотацией в наши храмы проникли мелодии внебогослужебного происхождения - чисто душевные, сентиментальные, и даже оперные - в триединство слова, распева и образа вкрался разлад. Богослужебное слово церковнославянского языка сохранилось в своей духовности, а музыкальное и, одновременно, изобразительное искусство захватила душевно-эмоциональная стихия. Слово, музыка и образ заговорили на разных языках. Потеря внутреннего единства расстроила воздействие целого. Музыка вышла из подчинения слову, все больше отвлекая от него внимание и переводя на себя. Растущий разлад между языками музыки и слова - не безобиден. Воспринимаемый подсознательно, он способен оборачиваться смешением и подменой понятий во внутренней жизни человека.

    Однажды Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, старец Кирилл (Павлов), на вопрос: «Неужели Святая Русь действительно угасает?» - ответил: «Если мы упустим сейчас два - три поколения детей - то да...»


//

назад

Новости сайта
Предстоящие события
Прошедшие события
Как помочь хору
Собор иконы Божией Матери Владимирской
Календарь
Поздравляем!
Просим помолиться
Обратите внимание
События



Деятельность хора не имеет коммерческой направленности.
Все паломнические поездки осуществляются на пожертвования.
Церковно-певческая школа во имя преподобного Иоанна Дамаскина
191025, Санкт-Петербург, собор Владимирской иконы Божей Матери
Владимирский проспект, д. 20, тел. 8 (812) 717-98-14
E-mail: kratima@mail.ru