На главную Карта сайта Письмо нам
Главная О хоре Видео Фото Аудио Издания Ноты Контакты

Владимирская икона Божией Матери

Наш храм
Св. Иоанн Дамаскин
История хора
Публикации о хоре
Страница регента
Для хористов
Для родителей
Для друзей и благотворителей
Нужды и проекты
Архив
Дипломы и грамоты
Диалоги
+ КРАТИМА +
Публикации о хоре
"ДВЕРЬ, ВЕДУЩАЯ КО ХРИСТУ"
Автор: Наталья Плотникова Дата: 12.03.2003

ДВЕРЬ, ВЕДУЩАЯ КО ХРИСТУ,
невидимая и сладкогласная


    Церковное пение переживает время возрождения. Открываются новые храмы, и звучат богослужебные песнопения. Певческий обиход ныне не скован жесткими нормами и запретами, поэтому стилистический диапазон хоров достаточно широк: от обычного обихода до развернутых композиций Кастальского и Рахманинова, от одноголосия до развитой хоровой фактуры. Во многих храмах возрождается старинное русское пение "по крюкам". Коллектив, о котором пойдет речь, обратился к традиции еще более древней — византийской.

    Детско-юношеский хор собора Владимирской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга приобретает известность. В этом году на фестивале церковной музыки в польском городе Гайновка он получил специальный приз. Выпущен большой компакт-диск, к нему приложены замечательно оформленные тексты и ноты песнопений, прекрасные иллюстрации. Вступительная статья — регента хора Ирины Валентиновны Болдышевой.

    Мое личное знакомство с хором состоялось в Петербурге этим летом. Присутствуя на репетициях, рассматривая фотоальбомы — своеобразные летописи хора - погружаешься в теплую, почти семейную обстановку, чувствуешь его своеобразие и неповторимость.

    История хора началась в 1990 году. Выпускница, а в дальнейшем - преподаватель Санкт-Петербургской консерватории Ирина Болдышева, композитор и органистка, пришла в храм Владимирской иконы Божией Матери, в котором еще шли реставрационные работы. Священник отец Николай Беляев, занимавшийся воскресной школой, предложил Ирине Валентиновне учить детей церковному пению. Создать детский хор — трудное, неведомое дело, но настойчивость и доброта отца Николая помогли превозмочь нерешительность.

    Первые занятия проводили прямо в храме, в еще не восстановленном тогда приделе святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, огородив место веревочкой. Пятнадцати минут пения после уроков Закона Божия оказалось мало, детям очень хотелось петь. Стали собираться два раза в неделю по два часа. Вскоре перешли в трапезную, приобрели инструмент.
 Детей принимали в течение всего года, независимо от их музыкальных способностей. По словам Ирины Валентиновны, «страшно было не пустить ребенка, идущего ко Христу, только потому, что у него не достало слуха, ибо церковное пение — это поистине дверь, ведущая ко Христу». Приходили дети разного возраста, это нисколько не мешало объединению. Все вместе познавали церковную жизнь, много беседовали. Трудностей не существовало, была радость преодоления трудностей.

    Теперь в хоре 200 человек, группы разделены по возрасту. Основной состав, поющий за Богослужениями, постепенно пополняется из подготовительных групп. Ирина Болдышева пишет, что «в основной состав хотели попасть все, но перевод осуществлялся по мере утверждения в церковной жизни, певческой готовности и, главное, в зависимости от серьезности их желания приобщиться к этому служению, так как не всегда полезно напоять прежде жажды».

    Все тогда было в первый раз. Весной 1991 года, в одну из воскресных Всенощных после Пасхи впервые пели за Божественной службой, а в июне состоялось первое паломничество в Псковские земли. Жили в Изборской крепости, понемногу пели за каждой службой. Затем отправились на Валаам, где спели целиком свою первую Литургию в день иконы Божией Матери «Троеручицы». Это было в первые годы возрождения монастыря. Спали на узких прилавках магазина, только что съехавшего из помещения Никольской церкви, остальные — на полу. Пешком ходили во Всехсвятский скит, тогда реставрировавшийся, проводили спевки. По нескольку раз в день бегали поклониться преподобным отцам Сергию и Герману. Часто небольшими группами ездили из Петербурга в отдаленные новые приходы, приходилось петь после ночи, проведенной в пути. Дети познавали, какие утешения ожидают тех, кто хочет искренне послужить Господу, и как вознаграждается даже малое усилие на этом пути.

 Наконец, первый раз полностью пели Литургию в своем храме, 7 ноября 1991 года, в день возвращения родному городу имени святого апостола Петра. Всегда радовался детскому пению владыка Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, который был настоятелем храма. Приходя на могилку к митрополиту Иоанну в Александро-Невскую Лавру, дети всегда поют все новые выученные песнопения. А новое в репертуаре хора стало появляться все чаще.

    Освоив трехголосный обиход, обратились к более древним пластам русского церковного пения. Две ночные службы, спетые целиком знаменным распевом, открыли детям его сокровенную красоту, молитвенную энергию, накопленную веками. Но древнее пение предъявляет высочайшие требования к звуку. Чтобы выразить молитву голосом, необходимо естественное и правильное звукоизвлечение, гибкое и искусное владение голосом, певческим дыханием. Очень важно пение по крюкам и византийским невмам, которое вырабатывает отчетливую и пластичную артикуляцию и меняет само отношение к интонации.
 
В многолетней работе над звуком очень помогло изучение пения современной греческой церкви, которая хранит самую древнюю православную традицию. В 1996 году на Пасхальном фестивале хор впервые услышал «живое» византийское пение в исполнении замечательного хора «Мастеров псалтического искусства» под управлением крупнейшего ученого, профессора Афинского университета Григория Статиса. Явилось горячее желание кроме Ектений и Пасхального тропаря, которые и тогда уже пелись на греческом языке, выучить что-нибудь еще. Ирина Валентиновна стала изучать византийское пение, несколько раз ездила в Иерусалим и Грецию. Она переложила для церковно-славянского языка песнопения Литургии и Пасхального канона, которые хор теперь постоянно поет. Постепенно Ирина Болдышева перекладывает песнопения Праздников и Всенощного бдения.

    Дети растут, состав хора обновляется. Хор стал называться детско-юношеским, а в 2000 году, к десятилетию хора, митрополит Санкт-Петербургский Владимир присвоил ему имя великого песнопевца, преподобного Иоанна Дамаскина. Хор много выступает. Византийские и знаменные песнопения звучат на концертах в залах Петербургской консерватории, Филармонии, Академической Капеллы. Хор поет в больницах, детских домах, на панихидах по Феодору Михайловичу Достоевскому, чей дом-музей находится рядом с храмом Владимирской иконы, где и отпевали писателя. Дети поют тогда, когда душа хочет молиться. Поют и богослужебные песнопения, и духовные песни, которые также сочиняет Ирина Валентиновна. Однажды стали тихо петь на выставке икон из запасников Русского музея, а посетители просили петь еще и еще, настолько созвучно было это пение духу «намоленных» икон. Не случайно этот хор прозвали «хором неумолкающих». Но главным, конечно, является пение на Богослужении. В январе 2001 года, получив приглашение на Патриаршую Рождественскую елку, пели Литургию в Троице-Сергиевой Лавре: у мощей преподобного Сергия, и в Покровском храме Московской Духовной Академии. Иеромонах Герасим сказал, что византийский распев впервые звучит в Лавре, а он его слышал только на Святой Земле, у Гроба Господня. Пели за службами в Даниловом монастыре, в Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии.

    Мы предлагаем вашему вниманию в нотном примере два небольших песнопения: стихиру первого гласа из службы новомученикам и исповедникам российским,
распетую Ириной Болдышевой согласно византийской традициии и песнопение «Спаси, Господи, люди Твоя», переложенное ею для церковнославянского языка. Исон — нижний тянущийся голос песнопений, меняется редко, он создает опору для гибкой, пластичной мелодии. По мнению Ирины Валентиновны, «в тех монастырях и храмах, где есть расположение переходить от многоголосного пения к столповому знаменному одноголосию, греческие песнопения могут послужить удобнейшим «мостом», поскольку кроме основного голоса в них присутствует исон — звуковой символ вечности и созерцательной молитвы, то есть, условно говоря, они двухголосны. Резкий же переход от партесного пения к древнему одноголосию не всех находит подготовленными».

    И священнослужители, и все молящиеся в храме Владимирской иконы Божией Матери отнеслись к этому пению с любовью, даже пожилые прихожане приняли его легко, как будто всю жизнь с ним молились, говоря: «как оковы с души спадают».
    Дух единения, дух благоговения, смиренной и вместе с тем дерзновенной молитвы, заключенный в византийском пении глубоко трогает души и сердца людей. Летом этого года, на Преображение, вновь пели на Валааме. В Приозерске пожилой монах, провожая детей на пристани, попросил их спеть что-либо на прощание. Дети запели, монах шел за отходящим теплоходом и в конце пирса низко, в пояс поклонился юным певчим.

    Летом 2002 года были на Соловках, за 10 дней спели девять Литургий. Пели полную ночную службу 1 июля, в день явления преподобному Иову Анзерскому Божией Матери, которая предсказала преподобному, что гора на острове Анзер наречется горою Голгофою, что будет здесь скит и каменный храм. На острове Анзер сохранился тюремный барак, где в богоборческие времена содержались заключенные архиереи и среди них священномученик Петр (Зверев). Одна из девочек
в знак вечной памяти разложила по деревянным нарам дивной красоты анзерские цветы. На островах дети несли и трудовое послушание, помогали в строительстве.
 
    ...Это лишь часть теплых воспоминаний, ведь паломнических поездок было так много! В августе дети побывали в Сербии и, вероятно, это путешествие обогатит репертуар хора новыми песнопениями, Нет, не умолкнут голоса, поющие славу Божию!
 
 




                                                                              /Наталья Плотникова,
кандидат искусствоведения/


назад

Новости сайта
Предстоящие события
Прошедшие события
Как помочь хору
Собор иконы Божией Матери Владимирской
Календарь
Поздравляем!
Просим помолиться
Обратите внимание
События
Конференция, посвященная 250-летию собора
2018-04-26

 26 апреля в здании Санкт-Птеребургской Епархии, митрополичий корпус, Синий зал, состоится к ...

Деятельность хора не имеет коммерческой направленности.
Все паломнические поездки осуществляются на пожертвования.
Церковно-певческая школа во имя преподобного Иоанна Дамаскина
191025, Санкт-Петербург, собор Владимирской иконы Божей Матери
Владимирский проспект, д. 20, тел. 8 (812) 717-98-14
E-mail: kratima@mail.ru