На главную Карта сайта Письмо нам
Главная О хоре Видео Фото Аудио Издания Ноты Контакты

Владимирская икона Божией Матери

Наш храм
Св. Иоанн Дамаскин
История хора
Публикации о хоре
Страница регента
Для хористов
Для родителей
Для друзей и благотворителей
Нужды и проекты
Архив
Дипломы и грамоты
Диалоги
+ КРАТИМА +
Архив

Хроника поездки

По прибытии в Москву 29 апреля на Радоницу хор спел Божественную литургию в храме святителя Николая в Кленниках, где почивают мощи святого праведного Алексия Мечева. В этот день прихожане храма отмечали память горячо любимого настоятеля о. Александра Куликова (+2009). С батюшкой наш хор познакомился во время своей первой поездки в Иерусалим, и нам было особенно дорого петь здесь Литургию именно в этот день.

В 16 часов хор участвовал в конкурсе на лучшее исполнение духовной музыки в Рахманиновском зале Московской консерватории с программой византийских пасхальных песнопений. За это выступление хор и удостоился Гран-при.

Вечером, в 18.30, хор давал концерт в Покровском храме Марфо-Мариинской обители. Прозвучали византийские пасхальные песнопения на греческом и церковно-славянском языках, духовные композиции Ирины Болдышевой на слова русских поэтов и сербские песни. Москвичи с теплотой и благодарностью встретили выступление юных певчих. Для хористов было большой радостью побывать и петь в обители, которую создала святая Преподобномученица Елисавета Феодоровна. Юные певчие свято хранят память о Божественных литургиях, которые они семь лет подряд пели 18 июля в Алапаевске, под открытым небом у шахты, ставшей Голгофой для Великой Княгини и с нею пострадавших.

30 апреля в 15 часов хор участвовал в конкурсе на лучшее исполнение  русской и зарубежной музыки и стал дипломантом этого конкурса. Выступление проходило в  Камерном зале Московского Международного Дома Музыки. За это же выступление хор удостоился диплома IV Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества «Музыкальная Московия».

В 18 часов хор выступил в гала-концерте участников фестиваля "И петь, и радовать сердца!", проходившем  в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, и был особенно тепло встречен слушателями.


1 мая в 9 часов хор пел Божественную литургию в Марфо-Мариинской обители, после которой дал концерт для сестер, детей-инвалидов и прихожан. В концерте принял участие протоиерей Андрей Логвинов. Встреча прошла необыкновенно радостно и тепло.

В 15 часов хор участвовал в заключительном гала-концерте XIII Московского международного детско-юношеского хорового фестиваля «Звучит Москва», который проходил в Большом зале Московской Государственной консерватории им. Чайковского. Выступление хора вызвало горячий отклик в сердцах гостеприимных москвичей, а также участников и  гостей фестиваля.



После выступления певчих ожидала радость – они получили возможность приложиться к мощам святой блаженной матушки Матроны во время всенощной на ее праздник. Помолясь святой Матроне, дети узнали радостную новость о своей победе на конкурсе. Церемония вручения дипломов состоялась в Георгиевском зале Екатерининского дворца. Фестиваль закончился, но поездка хора продолжилась.

2 мая в 9.30 хор пел Божественную литургию на Московском подворье Троице-Сергиевой лавры.

После небольшого концерта, экскурсии и трапезы певчие  отправились в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь Калужской епархии. Там дети приложились к святыням, познакомились с историей монастыря и побывав у святого источника, поехали в Малоярославецкий Свято-Никольский Черноостровский  монастырь, где 3 мая пели за Божественной литургией. После службы хор дал концерт для девочек из приюта, которые живо и радостно откликались на каждую исполненную песню. Затем девочки представили программу народных песен и танцев для  наших хористов. Они выступали в чудесных костюмах, которые сшили своими руками. Их выступление было ярким и трогательным. Затем была интереснейшая экскурсия по обители. К вечеру хор вернулся в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где пел за всенощной в древнем Никольском соборе.

4 мая, в праздник Жен-Мироносиц, наши хористы пели за Божественной литургией в Пафнутьево-Боровском монастыре и имели радость встречи со старцем Власием, получили его благословение. После поездки на место, где жили родители преподобного – Высокое– еще раз поклонившись мощам св. Пафнутия Боровского, певчие труженики выехали домой.
 
Готовятся воспоминания участников. Фотографии можно посмотреть  здесь.

Личные воспоминания о поездке в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий Монастырь и Псково-Печерский монастырь 6 -9 июня 2013 года.

Мама (Мария Архипецкая)

В четверг 6 июня около шести часов вечера певчие паломники нашего хора сели в автобус и направились в Псковскую землю, в монастырь преподобного Саввы Крыпецкого. Хор уже дважды побывал там, но я ехала впервые, и поэтому хотелось поскорее его увидеть. Дорога была легкая и радостная: дети, как обычно, щебетали о своём, я смотрела в окно и любовалась: как садилось солнце, как отдыхали на небе облака, как красиво ВСЁ, что создал Господь… А потом я подумала, что стыдно не знать о святом, к которому едешь. И тут Ирина Валентиновна попросила Аню почитать для всех житие преподобного Саввы и Корнилия Крыпецких. В общем, доехали удивительно быстро.

Помню пряный воздух трав и почти звенящую тишину, когда вышли из автобуса. У светлых монастырских стен трудно представлялось, что обители более пятисот лет. Сразу чувствовалось, что здесь совсем другая жизнь. Неописуема красота храмов с серебристыми куполами, которые как будто светились на фоне иссиня-серых низких туч. После трапезы, отмахиваясь от целого полчища комаров, мы отправились в гостиницу и разместились на ночлег, вскоре заснув как младенцы.
На следующее утро поехали во Псков и пели литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи, ставшим подворьем монастыря Саввы Крыпецкого в Пскове. Был праздник Третьего обретения главы Иоанна Крестителя.  Этот белокаменный храм 12 века просто невозможно забыть… Под его сводами мне легко представлялись бояре, крестьяне в лаптях… Может быть вот на этом месте стояли княгиня Евпраксия, Ефросинья, Марфа Псковская, инокиня Васса… Дети пели, как всегда, хорошо. Причащались. Трапезничали с гостеприимным игуменом Крыпецкого монастыря Саввой. После службы разглядели, на каком живописном зеленом берегу реки Великой стоит храм!

После поехали на экскурсию в Псковский кремль. Крепостные стены с башнями, площадь, где проходило знаменитое псковское вече, Троицкий собор к которому ведут 33 ступени (33 года правления святого князя Довмонта). В соборе - невиданной красоты (и редкости) семиярусняый иконостас. Ничего красивее я не видела. Снова в сердце затеплилась незаслуженная радость от причастности к этому величию. В храме приложились к мощам благоверного князя Всеволода (Гавриила), и к чтимым иконам собора. Дивно звучало под древними сводами детское пение. Византийские тропарь Троице, Богородице Дево, Се жених грядет, величания…  

От кремля прошли пешком к памятнику Святой равноапостольной княгине Ольге и к древнему храму 16 века Николы на Усохе. Нашего экскурсовода матушку Евгению, настоящую псковитянку, мы сразу полюбили. Показывая этот шедевр архитектуры, она рассказала детям много интересного и показала особенности псковской храмовой архитектуры: звонницу, узор бегунок. Акустика в этом храме уникальная, и когда хор запел византийские песнопения, то звук лился как будто сверху. Совсем рядом находятся еще два храма 16 века Василия Великого и Анастасии Узорешительницы, но нам нужно было возвращаться в монастырь, чтобы успеть отдохнуть и потрапезничать перед вечерней службой.

Длинную монастырскую службу в Успенской церкви дети спели очень хорошо. В этой церкви находятся мощи преподобного Корнилия Крыпецкого и чудесная икона Иверской Божией матери, много икон с частицами мощей. После службы дети спустились с хоров и несмотря на то что устали, прекрасно спели песни Ирины Валентиновны, дав концерт для насельников и паломников монастыря. Отец Савва тепло поблагодарил всех, подарив Ирине Валентиновне большой букет пурпурных роз и каждому певчему по гвоздике. Люди, как всегда, подходили и благодарили  - даже меня.  После трапезы некоторые окунулись в источнике святого Саввы. В отдалении гремел гром, начинал моросить дождик. Мы прожили такой удивительный день!

Ярким солнечным утром в 8 утра все дети снова были в Успенском храме и вдохновенно пели Божественную литургию. Многие причастились. После литургии вместе с игуменом Саввой все подошли к могиле восстановителя монастыря отца Дамаскина и пропели Вечную память. Потрапезничав, попрощались с гостеприимной обителью и поехали в Псково-Печерский монастырь. О нем, конечно, все наслышаны, многие побывали там не раз, а я опять к стыду своему – нет. Поэтому, когда увидела его, то просто не поверила глазам. Монастырь оказался  намного, намного красивее, чем на всех виденных фотографиях….А мой ребенок сказал: «Здесь как в раю». Монах Харлампий водил нас на святую горку и в пещеры, думаю, мы все на всю жизнь запомним его «Ума нема», «Господи помилуй?» и три мозоли, которые должны быть на лбу… В этот день мы не попали к старцу, но договорились на следующий.

Вечером хор пел на всенощной вместе с тремя хорами. Народу было очень много, было душно, но дети мужественно держались всю долгую монастырскую службу. После нее детей поблагодарили и благословили, подарили подарки. На следующее утро - ранняя служба в Успенском соборе. И снова дети так хорошо пели... И  снова я подумала: «Откуда у них столько сил?». Дети всё-таки попали к старцу! Помазались и получили просто гору сладких подарков. Каждый оставил в сердце слова старца, а я услышала очень, очень важную вещь для себя.  

После трапезы все пошли на источник Иоанна Предтечи и обливались ледяной водой из ведра. Это был последний день «другой» жизни. Сели на автобус и почему-то   снова быстро, без пробок доехали до Петербурга. Конечно, все устали, но я уверена, что и получили несравненно большее. Благодарю Ирину Валентиновну, что взяла нас в эту поездку. Благодарю святых людей за их молитвы. Благодарю Бога за всё.

 

27 января основной состав хора возвратился из паломничества на Святую Землю, где певчие совершили поклонение великим христианским святыням и удостоились петь Божественную литургию в Пещере Рождества Христова, у Гробницы Матери Божией, дважды у Гроба Господня.

 25 января  хор был на приеме у  Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофила III.
www.jp-newsgate.net/ru/2013/01/25/8042/

 

Предлагаем вашему вниманию слово Его Блаженства, обращенное к юным певчим из Санкт-Петербурга.

Патриарх Иерусалимский Феофил III:

«Мне очень отрадно, что ваш хор делает известной  в России древнюю византийскую музыку. Мы надеемся, что Русская Церковь будет возрождать традиционные песнопения, и мне кажется, что сердце русского человека должно особенно легко откликаться на византийскую музыку.

Вообще, можно сказать, что музыка, голос – это самое важное средство общения человека с Богом и Бога с человеком. Бога никто не видел, и никто не знает сущности Бога, Бог познаваем только через благодать. Но голос Божий человек слышал. Именно Голос услышали Адам и Ева в Эдемском саду, когда нарушили заповедь. Голос Божий слышал пророк Моисей на горе Синай. Ангелы тоже слышат Голос Божий.

Божественная Литургия, составленная Отцами Церкви - Святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим - была вдохновлена Духом Святым. Литургия, которую мы совершаем на земле – это отражение Небесной Литургии. Само слово «литургия» можно перевести с греческого языка как «общее служение» - когда мы служим Литургию на земле, Ангелы служат ее на Небе. Другое словесное обозначение Литургии – Евхаристия. Слово «Евхаристия» состоит из двух греческих корней:  «слава, радость» и «благо». На нашей Литургии мы приносим Господу свое благодарение, мы славим нашего Творца всем сердцем в искренней молитве. Это внутренние чувства, но они становятся материальными, воплощаясь в музыке, в пении, передаваясь голосом. Поэтому Православная  Церковь не использует в богослужении музыкальные инструменты. Мы не против музыкальных инструментов, мы используем их, чтобы передать музыкой славу, воздаваемую Творцу от лица всего творения. Но в молитве, в выражении сокровенного мы используем только человеческий голос. В этом и состоит ценность и значимость нашей церковной музыки. Это та музыка, которая доносит Богу состояние нашей души, нашего сердца.

Мы помним, как христианство пришло на Русь. Святой Владимир искал религию, подходящую для его государства. Его послы, побывав на Литургии в Храме святой Софии в Константинополе, сказали: «Мы будто побывали в Раю». Поэтому то, что делает ваш хор – чрезвычайно важно, вы помогаете русским людям, церковным хорам открыть истоки нашей апостольской традиции. Ваша деятельность – это действительно особая миссия. Эта работа потребует много времени, и сейчас вы делаете первый, самый важный шаг. Я уверен, что если вы будете продолжать развивать византийское пение в России, следующие поколения тоже присоединятся к этому и будут вам благодарны.

Всем известно, что музыка – это язык, для которого нет барьеров – ни этнических, ни религиозных, это международный язык. Но музыка византийская – это особый язык Православия, тот язык, который призван объединить православных всего мира. Почему? Потому что византийская музыка – это язык Божией Матери, это язык, которым Архангел Гавриил благовестил Деве Марии. А Пречистая является не только Матерью Христа, но и Матерью всей Церкви как Тела Христова – Матерью мирян, монашествующих, пастырей, епископов, святых. Поэтому мы должны хорошо знать Ее язык – язык византийской музыки, чтобы мы умели говорить с нашей Матерью – нашей Небесной Заступницей.  


Да пребудет с вами Божие благословение!»


Рассказ о паломничестве
21 января.

Святая Земля встретила нас ярким солнечным светом и летним теплом. В аэропорту мы познакомились с нашим будущим гидом – инокиней Горненского монастыря – Ларисой, благодаря которой наше паломничество стало интересным и динамичным. В январе-феврале эта земля покрывается благоухающими цветами и обильной зеленью, которыми мы любовались, пока автобус ехал к Яффскому подворью Русской Духовной Миссии.

  Яффа – древнейший портовый город. В русском переводе Библии – Яффа (в греческой транскрипции) – Иоппия. Отсюда пророк Иона пытался бежать в дальние страны от «Лица Господня» (Иона 1:3). В книге Деяний апостолов Иоппия упоминается как город, связанный с апостолом Петром. Сюда он был призван из Лидды к одру умершей праведной Тавифы и воскресил ее (Деян. 9:36-43). Гробница святой Тавифы находилась в пригороде Яффы (кладбища располагались вне города). В 1868 году это место было приобретено Русской Духовной Миссией.

  Уже в январе 1894 года храм в честь апостола Петра и праведной Тавифы был освящен Патриархом Иерусалимским Герасимом в сослужении митрополита Петра Аравийского и архиепископа Иорданского. Русскую Духовную Миссию представлял ее неутомимый начальник архимандрит Антонин (Капустин), который заболел во время освящения и вскоре, вернувшись в Иерусалим, почил. Колокольня храма, достроенная позднее, была и остается самым высоким архитектурным сооружением Яффы.

  В глубине живописного русского участка, на его склоне, находится небольшая древняя пещера – место погребения святой Тавифы. Полукруглая мозаичная икона над гробницей в пещере изображает воскрешение праведной Тавифы апостолом Петром и служит напо- минанием будущего всеобщего Воскресения.

  Сегодня храм подворья является приходским и объединяет живущих в этой части страны выходцев из России.

Здесь же в Яффе произошло еще одно событие, чрезвычайно важное для молодой Церкви Христовой. После чуда воскрешения святой Тавифы апостол Петр пришел в дом Симона кожевника, находившийся близ моря и остановился здесь (ныне дом на этом месте – частное владение). Поднявшись на верх дома для уединенной молитвы (на востоке крыши домов традиционно плоские), Петр сподобился видения, открывшего благоволение Божие к призванию на стезю спасения и язычников и услышал глас, говорящий: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». (Деян. 10: 1-23). Отсюда апостол был призван в дом Корнилия сотника, с обращения которого началось распространение христианства по всему миру за пределами первой иудео-христианской общины (Деян. 11 :15-17).

Вплоть до начала XX века большинство паломников прибывали в Святую Землю морем. Яффа была первым городом, который они видели здесь. Тогда ее населяли греки, армяне, турки, арабы и евреи. Вот и мы, как тысячи паломников, начали свое путешествие с этого города, основанного на берегу Средиземного моря предположительно в XVIII веке до Рождества Христова.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, ключарь подворья святой праведной Тавифы, гостеприимно встретил нас со своими помощниками, приготовив под открытым небом угощение – чай, слаcти и большущие ароматные грейпфруты. Войдя в храм святого апостола Петра и праведной Тавифы, приложившись к иконам, мы начали петь византийские песнопения праздника Богоявления, на дни которого выпало наше паломничество. В это время на подворье прибыла делегация Правительства Санкт-Петербурга во главе с Губернатором Георгием Полтавченко. Пока члены делегации знакомились со святынями храма – мы продолжали в радости петь… И для них, и для нас это были первые часы на Святой Земле, счастливые и благословенные.

Пройдя эвкалиптовой аллеей вниз к гробнице праведной Тавифы, спев тропарь и кондак святой, мы по очереди спускались в тесную пещеру, чтобы приложиться.

   У входа в гробницу спели византийские стихиры Пасхи, в которых с великой силой выражено таинство победы Жизни над смертью и которые так естественно звучат здесь, углубляя волнующее предчувствие встречи со святыней Гроба Господня.

  Повидаться с нами и послушать хор сюда приехали наши друзья – прихожане храма святого апостола Петра. В их глазах светилась пасхальная радость, которую мы разделили вместе. Такие благодатные мгновения помнятся долго… Уже начинало смеркаться, когда мы возвращались к воротам подворья.

  Диковинные южные растения, поэтично раскинувшаяся пиния, крупные благоухающие розы, грациозно разгуливающие павлины, свежий морской воздух и – непривычная тишина… Мы на Святой Земле!... В городе зажигались первые фонари, когда наш автобус отправился в сторону Назарета. Прибыв туда поздним вечером, мы расположились в гостинице «Римоним». Отужинав и прочтя соборно вечерние молитвы, мы, полные впечатлений, отправились на отдых. Назарет – место великой тайны Благовещения, возможность приникнуть к которой готовил нам следующий день.

 22 января.
Назарет.


Здесь Господь наш Иисус Христос провел свое детство и большую часть своей земной жизни до выхода на проповедь в возрасте 30 лет. Сейчас Назарет – самый большой город Галилеи с населением около 70000 человек. Большинство его жителей – арабы-мусульмане; арабы-христиане составляют меньшинство. Евреев в Назарете практически нет, хотя город находится на территории государства Израиль, а не Палестинской автономии.

До рождения Христа небольшой еврейский город Назарет считался глухой провинцией. Ни в Ветхом Завете, ни в других письменных источниках того времени нет упоминаний о нем. Незначительным город считался и во времена Христа. «Из Назарета может ли быть что доброе», – высказал Нафанаил общепринятое мнение, услышав впервые от Филиппа о Христе (Ин. 1:46). Выбрав для рождения смиренную пещеру, Господь и для жития Своего избрал город незначительный, ничем не выдающийся. И дело, которым занимались праведный Иосиф и Господь Иисус, было самым обычным: «Не плотник ли Он, сын Марии?» (Мк. 6:3). Слово tekton, которое в греческом тексте Нового Завета передает этот род занятий, переводится на русский язык достаточно широко: это и плотник, и строитель, в широком смысле этого слова, и каменщик (и в те времена, и сейчас в Израиле строили главным образом из камня).

Ярким солнечным утром мы пришли к православному храму Архангела Гавриила, внутри которого находится источник. Многие века подряд именно отсюда жители Назарета черпали питьевую воду. Древнее предание гласит, что здесь, у источника, куда и Дева Мария приходила с кувшином, явился ей Небесный Благовестник. Вот как пишет об этом святом месте игумен Даниил, совершивший хождение в Святую Землю в 1104-1107 гг.: «Затем вышли из города и пошли на юго-восток, встретили чудесный колодец, глубокий, с очень холодной водой, сошли по ступеням глубоко вниз к воде. Над этим колодцем создана круглая церковь во имя Архангела Гавриила. Расстояние от города Назарета до колодца чуть больше полета стрелы. У этого колодца было первое благовещение Богородице от Архангела. Пришла Она по воду, и, как только почерпнула своим водоносом, Ангел невидимо возгласил: "Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою!" Мария оглянулась, никого не видит, но только слышит голос. Взяв свой водонос, Она идет и думает: "Что значит этот голос, который слышала, но никого не видела?". Пришла Она в Назарет, вошла в свой дом, села за прялку и стала ссучивать кокнит (кошениливую красную пряжу). Тогда явился Архангел Гавриил явно, стоя на вышесказанном месте, сообщил Ей о рождении Христа».

У самого источника батюшка Александр прочел Евангелие Благовещения (Лк. 1:24-38). Мы спели византийские тропарь и кондак праздника и чудную стихиру «Совет превечный», с новой глубиной постигая их таинственные слова, – само место оживляло их в наших сердцах. Испив прохладной воды из источника и приложившись к иконам, мы имели благодатную возможность задержаться у этой святыни.

Византийский храм Архангела Гавриила был возведен над единственным источником питьевой воды в Назарете предположительно еще в царствование равноапостольного императора Константина. Служа около трех тысяч лет, этот родник происходит из-под горы, известной, как джебель ас-Сикх и проходит сквозь подземный 17-метровый канал в скале, прежде чем попадает в церковь. В XII веке храм был перестроен крестоносцами, а в конце XVIII века отреставрирован трудами местного арабского священника. Отрок Иисус также приходил сюда за водой.

Явление Архангела Пречистой Деве Марии запечатлено на фреске над ступенчатым спуском к источнику. Сегодня это арабский православный приход и одновременно собор Назаретского митрополита. Богослужения совершаются здесь на греческом и арабском языках. Хотя церковь освящена в честь Архангела Гавриила, храмовый праздник ее – Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля). В этот день здесь по традиции служит Иерусалимский Патриарх.

От храма мы прошли к Назаретской Митрополии. К сожалению, нам не довелось повидать митрополита Назаретского Кириака и получить его благословение. Но мы побывали в храме святого Георгия Победоносца, стоящем на месте синагоги, которую упоминает апостол Лука : «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу и проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4:16-24). Услышав проповедь Господа «Все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк. 4:28-30). Эта церковь так и называется в греческой традиции «Храм-синагога». В митрополии также существует раннехристианский пещерный храм, в котором мы не побывали.

На территории митрополии, от входа до храма великомученика Георгия, раскинулся чудный сад, который привел детей в восторг множеством сияющих на солнце и будто улыбающихся лимонов и крупных благоухающих роз.

Вернувшись к храму Архангела Гавриила, мы встретили делегацию во дворе песнопениями праздника Богоявления на греческом и церковнославянском языках. Пройдя в храм, спели «Богородице Дево, радуйся» и посвященные Благовещению тропарь, кондак и стихиры. Было радостно вновь послужить пением, прибывшим сюда землякам-петербуржцам и еще раз духовно усладиться древними византийскими песнопениями, столь глубоко и чудно раскрывающими таинство праздника.

Мы не успели посетить католическую базилику, под сводами которой находится остатки дома Иосифа Обручника и Пресвятой Богородицы – подошло время ехать на Фавор.

Фавор.

«Фаворская гора чудно, дивно, несказанно и красиво уродилась у Бога. Она красиво и величественно посреди красивой равнины стоит. Она красивее всех других гор. В долине около горы течет река. По всей Фаворской горе растет много всяких деревьев: смоковных, рожков, масличных. Выше всех окрестных гор Фаворская гора, уединенна от других гор, и стоит посреди равнины очень красиво» – так описывал Фавор игумен Даниил.

Подъехав к подножию залитой солнцем горы Фавор, юные пилигримы совершили восхождение к греческому монастырю Преображения Господня. Фавор – самая высокая гора нижней Галилеи. Первый православный храм был возведен на ней в VI веке, а столетие спустя паломники видели здесь уже три монастыря, один из которых был посвящен пророкам Моисею и Илии.

С вершины горы открывается великолепный вид на Галилейскую долину, ее лоскутками расстилающиеся зеленые поля. Вдали на холмах хорошо виден Назарет. Сразу за вратами православной обители, справа, паломников встречает  большая икона Преображения Господня, а немного дальше – изображение трех кущей, которые напоминают о словах, в порыве детского восторга произнесенных здесь апостолом Петром (Мф. 17:4).

Войдя в храм Преображения Господня, неожиданно оказываешься в чудном световом пространстве – высокие своды и стены расписаны в византийском стиле по золоту Евангельскими сюжетами и фигурами святых. Обилие золота, который в иконописи символизирует свет Фаворский, принимая в себя свет естественный, льющийся из окон, переносит нас из земного мира в мир Небесный. А лики святых, которые являют красоту преображенного благодатию Божией человеческого естества, напоминают нам о цели христианской жизни – стяжании благодати Духа Святаго. Эти прекрасные фрески появились в храме в течение последнего десятилетия.

Справа у алтаря, под деревянной сенью хранится часть камня, на котором, согласно преданию, стоял Спаситель в момент Преображения, когда "просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет." (Мф.17:2) . На левой стороне храма находится еще одна чтимая святыня – чудотворная Акафистная икона Божией Матери.

Батюшка Александр прочел Евангелие. Хотелось нескончаемо петь византийский тропарь Преображения то на церковнославянском, то на греческом языке в этом исполненном света и радости, говорящем о славе Божией, храме. Нечаянная радость, ожидавшая нас – встреча с игуменом Феоктистом, духовником одного из Молдавских монастырей, с которым хор духовно сблизился во время паломничества и богослужений в монастыре Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме под Екатеринбургом.

Покидать Фаворскую вершину никому не хотелось, но надеясь до захода солнца побывать у святынь побережья Галилейского озера, мы на маршрутках стали спускаться к подножию. Серпантинная дорога вилась меж оливковых деревьев, сосен и дубов, открывая взору то слева, то справа склон горы и необъятные дали, от красоты которых захватывало дух.  

Автобус привез нас на самое побережье Галилейского моря, где в небольшом ресторанчике мы отведали «рыбу апостола Петра», внезапно почувствовав, что проголодались. Глядя сквозь стекло на прекрасную, нежную лазурь Галилейского озера, на растущие вдоль берега пальмы, было удивительно осознавать, что где-то здесь Господь призвал своих первых учеников - Андрея и Петра, а затем Иакова и Иоанна. (Мф.4:18-19). Ведь родина этих апостолов Вифсаида - была совсем рядом.

День был необычайно тихий. Солнце только начинало клониться к закату. Всех потянуло к озеру, коснуться шелковой глади воды. Она оказалась теплой и необыкновенно мягкой, словно иной природы, чем привычная нам вода. Она воспринималась преображенной. Хотелось нескончаемо созерцать эту сверкающую гладь, помнящую слова Спасителя и Его пречистые Стопы (Мф.14:23-33). Да, красота Святой Земли неизреченна! Здесь все пронизано духом Божиим: было трудно представить, что Галилейское озеро бывает бурным и даже грозным. Уже позднее о «рыбе апостола Петра», мы узнали, что она единственная из всех рыб прячет во рту своих новорожденных мальков при всякой опасности, пока они не подрастут. Поэтому статир мог легко вместиться в ее большом рту. (Мф.17:24-27).

Новости сайта
Предстоящие события
Прошедшие события
Как помочь хору
Собор иконы Божией Матери Владимирской
Календарь
Поздравляем!
Просим помолиться
Обратите внимание
События



Деятельность хора не имеет коммерческой направленности.
Все паломнические поездки осуществляются на пожертвования.
Церковно-певческая школа во имя преподобного Иоанна Дамаскина
191025, Санкт-Петербург, собор Владимирской иконы Божей Матери
Владимирский проспект, д. 20, тел. 8 (812) 717-98-14
E-mail: kratima@mail.ru